Популярные личности

Майя Дерен

Американский режиссёр независимого кино, хореограф, этнограф
На фото Майя Дерен
Категория:
Дата рождения:
1917-04-29
Место рождения:
Киев, Украина
Дата смерти:
1961-10-13
Место смерти:
Нью-Йорк, США
Гражданство:
США
Читать новости про человека
Биография

Основательница американского киноавангарда

Когда речь заходит об экспериментальном кино, как правило, говорят об 'Орфее' Жана Кокто и 'Андалузском псе' Луиса Бунюэля. О представителях американского киноавангарда почему-то умалчивают. Но разве можно не вспомнить о женщине, которая одной из первых стала снимать сюрреалистическое кино? Тем более, если она родом из Киева?


Ранние годы

Майя Дерен появилась на свет под именем Элеонора Деренковская в Киеве 29 апреля 1917 года. Ее отец, Соломон Деренковский, был известным психиатром-фрейдистом и ярым сторонником Троцкого, а мать, Мария Фидлер – актрисой. Родители назвали дочь в честь популярной итальянской актрисы Элеоноры Дузе, однако в 1943 году она взяла себе имя Майя Дерен. Майя – в честь индейского племени, а Дерен – сокращенный вариант ее фамилии.

С приходом к власти большевиков в Киеве начался настоящий террор, и родители, прихватив с собой пятилетнюю Элеонору, сбежали в Америку в город Сиракьюс, штат Нью-Йорк. Здесь девочка пошла в школу, а затем поступила в Нью-Йоркский Университет, где изучала политологию. Будучи студенткой, Дерен посещала модные в то время троцкистские кружки. Тем более, что Троцкий был ее соотечественником и изгнанником той ст

раны, по которой она скучала всю свою жизнь.

Элеонора имела довольно экзотический вид – такой можно было представить себе Клеопатру или жрицу древнего культа. К слову, в истории кинематографа за ней закрепилось прозвище – жрица экспериментального кино. Но прежде чем ей стать, девушка занималась исследованием лингвистики, писала теоретические тексты и стихи. Когда изучение политологии и языков ей надоело, она обратила свой взгляд на кино.

В Голливуде того времени было много выходцев из Европы, которые сбежали в Америку от военного кошмара. Здесь в 1942 году Дерен и познакомилась с чешским художником-авангардистом Александром Хакеншмидом, известным под псевдонимом Хаммид.

Александр подрабатывал в Голливуде, а в свободное время экспериментировал с фотографией. Встреча с необычной киевлянкой оказалась для него фатальной: вдвоем они начал

снимать фильмы на 16-мм пленку. Он был оператором, она – идеологом, мотором и главным действующим лицом. Вскоре их отношения вышли за рамки профессиональных. Они поженились и прожили вместе до 1947 года.

Успех и слава

Широкую известность Майи Дерен принес фильм 'Полуденные сети' (1943), представляющий собой 13-минутный поток образов, похожих на серию сюрреалистических фотографий. Главной героиней картины является одетая во все черное женщина, которую играет сама Дерен. Нередко ее отождествляют со смертью. Эта лента стала одной из главных работ в ее кинематографе, который критики назвали 'поэтической психодрамой'.

По мнению исследователей творчества режиссера, для Дерен главной задачей киноизображения является погружение зрителя в состояние гипнотической завороженности, его выход за пределы реального времени и пространства. Дости

гается это с помощью зеркал и анфилад, игры света и тени, смены оптических ракурсов, выверенного церемониального ритма и других киноприемов. В то время такое кино было новаторским и вызывало удивление. Однако на фестивале в Каннах, куда Майя приехала в 1947 году, 'Полуденные сети' произвели настоящий фурор и были удостоены Международного приза за экспериментальное кино.

Безусловно, большое влияние на творчество Дерен оказало ее увлечение магическими ритуалами и, в частности, самым древним из них – танцем. И здесь стоит сказать об одной очень важной детали: кроме съемок фильмов Майя работала секретарем у Кэтрин Данэм – великой американской балерины, родоначальницы 'черного танца', которая занималась изучением гаитянских и африканских ритуалов. Именно Данэм привила ей интерес к культам древних народов.

1947 год стал переломным для Майи Д

рен. Она бросила мужа, прежнюю работу и отправилась на Гаити, чтобы по-настоящему ощутить всю мощь вудуистских ритуалов. Такая же эмоциональная, как коренные жители острова, Майя довольно быстро завоевала их уважение и полностью углубилась в новую для себя религию. Через некоторое время ее посвятили, и она смогла участвовать во всех церемониях. На протяжении 1947-1954 годов Дерен три раза посещала Гаити. За это время она сняла два фильма, большое количество дополнительного киноматериала и написала одну из самых подробных книг про эту культуру – 'Божественные Всадники: Живые Боги Гаити'.

В 1952 году Дерен приступила к съемкам одного из самых странных и противоречивых своих фильмов – 'Неотступный взгляд ночи' (1958), который через финансовые трудности увидел свет только спустя несколько лет. Картина стала результатом сотрудничества с танц

евальной школой Метрополитен-Оперы.

Майя Дерен быстро поняла, чем на самом деле является Голливуд. Она не раз критиковала режиссеров за то, что они снимают кино ради привлечения зрителей и материальной выгоды. Можно сказать, Дерен была одним из первых 'независимых' режиссеров Америки. Ее идеи поддерживали другие представители авангарда, с которыми она тесно сотрудничала. Среди них Андре Бретон, Джон Кейдж, Марсель Дюшан, Энтони Тюдор.

Майя Дерен умерла 13 октября 1961 года, в возрасте 44 лет. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг, что связывают с длительным употреблением амфетаминов. Ее прах развеяли в Японии над горой Фудзи. Творческий почерк Дерен предвосхитил кинематограф американского андеграунда и оказал влияние на многих режиссеров экспериментального кино. Ее самым известным учеником и последователем стал режиссер Дэвид Линч






Поделиться: