Ершов Матвей Николаевич (01.08.1886 — ?), философ, историк философии, педагог.
В разное время читал курс философии в Казанской Духовной академии, Казанском и Дальневосточном университетах. Во 2-й пол. 20-х работал на юридическом факультете Высшей русской школы в Харбине. В одной из первых своих статей («К характеристике суждений о русской философии», опубликованной в журнале
«Православный собеседник» (Казань, 1915) Ершов изложил воззрения французского исследователя Н. Селибера на сущность русской философии. По мнению Ершова, философию от науки в значительной степени отличает обусловленность ее построений «национальным складом», зависимость их от национальных особенносте
й философов — творцов этих построений («Введение в философию», 1921). Влияние национального начала на склад мысли для Ершова не подлежит сомнению, поскольку своеобразие любой мысли обусловлено своеобразием языка. Названия «греческая философия», «римская философия», «германская философия», «русская ф
илософия» и т. п. для Ершова не чисто «географические названия». Сами их философские построения глубоко отличны друг от друга по своей архитектонике. И это отличие обусловлено именно национальным элементом как своего рода конституирующим признаком каждой философской системы. Значительным достижением
в области философии в России для Ершова является тот факт, что имеются «русские учителя» и «русская философская литература», в отношении которой ставится вопрос о ее оригинальности («Пути развития философии в России», 1922). Ершов был уверен, что те потрясения, которые русский народ испытал с 1914
по 1921, не пройдут бесследно для его истории. Пережитое народом найдет отражение в национальном творчестве, составит предмет «национальной рефлексии» — философии. Политическое и духовное строительство России указанного периода увенчается, по мнению Ершова, «строительством философским», в котором ру