Популярные личности

Мария Монтессори

Итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка.
На фото Мария Монтессори
Категория:
Дата рождения:
1870-08-31
Место рождения:
Кьяравалле, Марке, Италия
Дата смерти:
1951-05-06
Место смерти:
Нордвейк, Нидерланды
Гражданство:
Италия
Читать новости про человека
Биография

Революция в обучении: Мария Монтессори

В списке педагогов, определивших концепцию образовательного процесса ХХ века, согласно решению Юнеско, занесено четыре имени. Наряду с философом-прагматиком Джоном Дьюи, создателем принципов трудового воспитания Георгом Кершенштейном, нашим соотечественником Антоном Макаренко, в нем значится и Мария Монтессори. Методике раннего развития ребенка, созданной Монтессори, уже более 100 лет, однако заложенные ею принципы до сих пор являются предметом оживленных дискуссий и основой многих методик обучения и развития детей.


Первая во всем

Мария, единственный ребенок Алессандро и Рейнильде Монтессори, родилась в провинциальном итальянском Кьяравалле 31 августа 1870 года. Ее отец был видным государственным чиновником. Мать, урожденная Стопани, происходила из семьи, в которой уделяли большое внимание науке и образованию, а ее брат Антонио Стопани, богослов, математик и педагог, даже удостоен памятника в Милане. Однако самой Рейнильде, несмотря на выдающиеся способности, пришлось ограничиться домашним кругом. Дочь Марию она воспитывала в строгих католических традициях, но при этом старалась развивать творческие способности девочки и независимость ее характера. Единственной возм

ожностью профессиональной деятельности для образованной женщины того времени была педагогика. В школе любимым предметом Марии стала математика, чему немало способствовало и общение с дядей Антонио. В двенадцать лет, после многочисленных ходатайств, Марию Монтессори приняли в техническую школу для мальчиков, где к выпуску из 150 возможных балов она заработала 137 балов, а позже - в Политехнический институт на отделение математики и точных наук. Однако к этому времени Мария серьезно увлеклась биологией и решила изучать медицину.

Для того времени учеба девушки на медицинском факультете была поступком из ряда вон выходящим. Мария добивалась разрешения в самых

высоких правительственных инстанциях, и наконец, обратилась к Папе Льву XIII. Репутация семей Монтессори и Стопано сыграла свою роль, и Марию приняли в Римский Университет. Однокурсники насмехались над девушкой, заниматься в анатомической зале ей приходилось в одиночестве и в ночное время. Однако в 1896 году Мария Монтессори стала дипломированным врачом и начала работать в психиатрической клинике. К этому же времени относится и трагедия личной жизни Марии – мать ее коллеги Джузеппе Монсано, не дала разрешения на их брак. Марио, сын Марии и Джузеппе (1898 г.р.), считался незаконнорожденным и был отдан на воспитание в деревню, затем в интернат. Однако впослед

ствии сын стал для Марии не только самым близким человеком, но и единомышленником, продолжившим ее дело.

Впитывающее образование

Еще во время учебы Мария начала практическую врачебную деятельность, работая с детьми, ограниченными в развитии. Именно тогда была сформирована основная идея ее педагогической системы - детям необходима специальная развивающая среда, которая поможет им сформировать необходимые навыки. Знакомство с работами психологов Итарда и Сегена, работа в институте экспериментальной психологии позволили Монтессори в 1900 году возглавить ортофреническую школу в Риме. Уже через три месяца комиссия с участием специалистов признала, что мет

дика Монтессори дает ошеломляющие результаты.

В 1907 году был открыт первый 'Дом ребенка' для социально и педагогически запущенных детей, где впервые были применены такие приемы, как тематические зоны с соответствующим набором материалов и свободным доступом, отсутствие разделения по возрасту. Ученики Монтессори начинали писать и читать с четырех лет, приобретали прекрасные социальные навыки и позитивное мышление. Идеи о том, что в ребенке заложен огромный потенциал к самореализации, и что ранний возраст характеризуется особым типом мышления – 'впитывающим разумом', который позволяет легко и без напряжения приобретать множество навыков, произвели переворот

в системе образования и воспитания. Система Монтессори стала известной во всем мире, ее работы были переведены на 20 языков, а 'Дома ребенка' открывались во многих странах. В 1929 году была учреждена Международная ассоциация Монтессори, которая действует до настоящего времени.

В 30-е годы идеи Монтессори подвергались гонениям тоталитарных режимов. В начале Второй мировой войны Мария с сыном проживали в Англии, откуда были интернированы как граждане враждебного государства. Семь лет они прожили в Индии, где Мария открыла свою школу и разработала методику обучения для детей 6-12 лет. После войны, до своей смерти в 1952 году, Монтессори проживала в Нидерла



Поделиться: