Первое мое выступление было в кино. Афиша гласила: "Известная цыганка Мария Истомина, исполнительница песен, романсов". Первый раз иду выступать и ... от одной рекламы ноги подкашиваются.
...В сентябре 1983 приехал ко мне Б. А. Савченко, магаданский журналист, интересующийся эстрадой. Мы пригласили Истомину: хотелось познакомиться с ее биографией, с работой на эстраде, узнать о ее встречах с интересными людьми. Мария Ивановна оказалась интересным жизнерадостным человеком, прекрасно выглядящим в свои 83 года. Помимо ее рассказов за веселым столом, мы услышали и несколько песен, которые звучали на эстраде пятьдесят с лишним лет назад.
Рассказ Истоминой: "Родилась я в Петербурге в 1900, 23 февраля, в семье служащего. В 1904 умер отец, нас осталось четверо: мать, два брата, сестра и я. С восьми лет пошла в школу, потом мать устроила меня в сиротский институт, сейчас там институт Герцена, было это в 1909г. Заведение было закрытое и отпускали детей только на каникулы, на Рождество, на Пасху. Учили нас на гувернанток и сельских учительниц. В институте у нас была своя церковь, свой хор, и мы пели. Петь я любила с детства -мама еще очень переживала, что голос у меня был очень низкий, как у мальчика. Я пела песни русские песни и цыганские...
В 1917 году окончила институт, а устроиться на работу тогда было очень трудно. Мать работала на Бадаевских складах, Бадаев устроил и меня к себе, в бухгалтерию. Иногда ходила на танцы, там танцевала, пела для друзей. Один художник, слушая меня, посоветовал пойти учиться к преподавателю пения Истомину.
Петр Серафимович Истомин когда-то учился в Московском театральном училище у педагога Ленского, вместе с Юрьевым, потом "сбил" его с пути известный, знаменитый король цыганской песни, Давыдов. Он послушал и сказал: "Брось свою драму" - и так увлек цыганами, что Петр, изучив их язык , в 1900 году издает первую в мире цыганскую грамоту, которой до тех пор цыгане не имели. Был он и композитором. Им написан прекрасный романс - "Эх, запрягу я серого коня". Настолько он типичный, что цыгане считают его своим...
Живя в Петербурге, Истомин преподавал пение, имел свой небольшой ансамбль, где исполнял песни, романсы. Я уже пыталась пойти учиться на артистку или певицу, но учиться нужно было 3-4 года, а мне нужно было еще работать, помогать матери, - и вот пошла к Истомину.
Петр Серафимович любезно принял меня: он играл на гитаре, я пела. Прослушав меня, похвалил, и я стала упорно заниматься , учила цыганский язык, песни, романсы и через год пошла с Истоминым на просмотр Комиссии. Я волновалась, а он говорил: "Не волнуйся, пой спокойно". Вот я спела романс, спела другой, а они: "Ну еще, еще!" Смотрю, а лица у них довольные. Подбежала, спрашиваю: "Скажите пожалуйста, я прошла?" - "Молодец! Очень хорошо, спасибо, удовольствие Вы нам доставили." - "Значит я могу быть артисткой?" - "Да! Можете."
Но в то время нужно самой было искать себе место. Комиссия давала только право на выступления, членский профсоюзный билет и - право считаться артисткой...
Первое мое выступление было в кино. Афиша гласила: "Известная цыганка Мария Истомина, исполнительница песен, романсов". Первый раз иду выступать и ... от одной рекламы ноги подкашиваются. Работала я в кабаре, пела под аккомпанемент двух гитар, гитаристами были Истомин и Саша Шишкин. Работала так года четыре, потом решила сделать этнографический номер: цыганка-танцовщица, три гитары и я, певица. Ансамбль из пяти человек. Гитаристы: Истомин, Шишкин и Владимир Евлонский, танцовщицей была Берта Червонная - венгерская цыганка, ее ребенком подкинули выступавшие в Петербурге до революции цыгане, одна интеллигентная цыганка подобрала и вырастила ее... Берта, став впоследствии прекрасной танцовщицей, выступала в хорах, потом с нами. Я никогда не видела, чтобы кто-то плясал лучше Берты, так это было изумительно. Вот начинает звучать "венгерка", она сидит,- потом сбросит шаль, а под шалью - шикарный цыганский костюм: алые розы,- ленивой походочкой - еле-еле, а публика насторожена, а она быстрей, быстрей и так пустится в пляс, что люди стоя аплодировали. Работали мы много, выступали на лучших площадках. В 1930 году умер Истомин Петр Серафимович - мой прекрасный муж и учитель. Гитаристами стали другие и мы поехали выступать по Волге, потом Оренбург, Средняя Азия: Ташкент, Самарканд, Душанбе, Красноводск, Баку. Поездка длилась год, потом мы вернулись домой.
В тридцатые годы цыганские песни были в опале, Берта уехала с мужем на Дальний Восток. Я познакомилась с Паней Паниной (дочь сестры Вари Паниной) , составили мы дуэт, пели молодежные, комсомольские песни, выступали на заводах. Так было до 1934 года, потом стало снова "просачиваться" цыганское исполнительство. Паня снова вернулась к своему цыганскому жанру. Я уже не захотела петь цыганские и выступала с репертуаром русских песен, романсов. Они такие широкие, раздольные. Я люблю русские песни... В 1939 году был первый эстрадный конкурс и мне предложили выступать, но я струсила. Я всегда пела под гитару, а тут нужно под рояль. Потом - война. Война застала меня в Мурманске. Я стала выступать на Севере: пела, была и актрисой в драматическом театре.
В Полярном, наверное в 1943 году, встретила друга (так далеко!), и, представляете, он пригласил меня на свой концерт и сказал, что будет петь старинные романсы для меня. Я сидела на первом ряду и слушала его. Пел он прекрасно. Публика принимала чудесно. Потом много говорили, вспоминали... Та встреча с Вадимом Козиным была последней, а познакомились мы в Ленинграде. Помню был концерт и пришел проситься выступить, такой юноша... Ему сказали: "Как закончат выступать артисты, тогда и вам разрешат". Муж, Истомин, послушал его и сказал: "Парнишка неплохо поет, с него будет толк." Потом работали с ним, выступали в концертах. Репертуар был одинаковый, поэтому перед началом выступления договаривались - что он будет петь и что я. Это было примерно до 1939 года... Потом у него что-то не сошлось с дирекцией и он уехал в Москву. Москва его очень хорошо приняла и с этого началась его бурная карьера.
После войны я вернулась в Ленинград, работала на эстраде, ездила по разным городам. Была в Архангельске, в Калининграде. Потом прекратила свою концертную деятельность. У меня есть дочь, она танцевала, теперь на пенсии, педагог. Зять - заслуженный артист, талантливый балетмейстер, работает в военном ансамбле, и внучка работает там же, есть внук, он кандидат наук.
Скажу еще о своей подруге Берте Червонной: уехав на Дальний Восток, они с мужем потом эмигрировали в Китай. Прожили там 17 лет. Находясь за рубежом, Берта встречалась с Морфесси, выступала с Вертинским. По приглашению Шаляпина была на его концерте (который был дан для эмигрантов). Потом она вернулась на Родину и живет под Карагандой. Такова судьба цыганки, лучше которой никто не плясал, да и не спляшет.
Я люблю жизнь, люблю людей, люблю животных, птиц... Вот вкратце и все о моей долгой жизни (скоро 84). На пластинку я напела только одну песню "Бродяга", которая была записана неудачно, и больше я не записывалась."