Признанный во всём мире мастер и реформатор документального кино, создатель жанра фильма-эссе[2]. Наиболее известные работы Маркера — «Взлётная полоса» (1962), «В глубине воздух красный» (1977) и «Без солнца» (1983).
Во время Второй мировой войны участвовал в партизанском отряде (маки). После войны много путешествовал, в том числе — по странам социализма (Китай, СССР, Вьетнам, Куба, Чехословакия, Чили при С.Альенде и др.). Исследовал парадоксальные возможности монтажных склеек. Пропагандировал творчество Александра Медведкина, с которым переписывался. После фильма-эссе (так назвал созданный им жанр крупнейший теоретик кино Андре Базен) «Без солнца» (1983) увлекся цифровыми технологиями, сохраняя неутомимый дух поиска. Скончался 29 июля 2012 года — в день своего 91-летия.
Маркер никогда не скрывал своего философского и эстетического долга перед хичкоковским «Головокружением» и ранними советскими классиками. С последн
ими его сближает завороженность монтажным процессом, представление, что именно монтаж придаёт смысл изображенному на экране. «Головокружение» представлялось ему идеальным фильмом об образе образа и о месмерической привлекательности изображения.
Работал с А. Рене над фильмами «Статуи тоже умирают» (1953) и «Ночь и туман» (1955), которые вошли в золотой фонд мировой кинодокументалистики. Работал также с В.Боровчиком над фильмом Астронавты (1959), c Йорисом Ивенсом, Петером Кассовицем (отцом Матье Кассовица), Мигелем Литтином, Душаном Макавеевым и др. Автор документальных лент о таких кинорежиссёрах, как Акира Куросава (1985), Александр Медведкин (1992), Андрей Тарковский (2000), о художниках Христо, Матта