Русский артист балета и балетмейстер. Обучался танцу в Московском, а с 1906 по 1909 в Петербургском театральном училище. В 1909–1918 – артист московского Большого театра. Первые опыты постановки танцев осуществил в 1916 на сценах московских театров.
Тогда же основал студию, которая в 1922–1925 носила название Московского камерного балета. Создал миниатюры Фавн на музыку К. Дебюсси и Саломея на музыку Р.Штрауса (обе в 1922), поставил многочисленные номера на музыку Ф.Шопена, С.С.Прокофьева, А.Н.Скрябина, танцы – испанские, эксцентрические и др.
Эксперименты Голейзовского, его поиски соответствия балетного движения эмоциональной выразительности музыки, а также обращение к конструктивизму как в сценическом оформлении танцев, так и в хореографии привлекли к нему внимание. В Голейзовском видели лидера авангарда 1920-х годов. В 1925 он поставил
в Большом театре балет Иосиф Прекрасный (музыка С.Н.Василенко); бурные дискуссии вызвали новизна пластики, оформление спектакля Б.Р.Эрдманом, а отчасти и тема: конфликт между личностью и властью. Начиная с середины 1930-х годов, когда официальная идеология провозгласила формальные искания «формализ
мом», Голейзовскому редко удавалось работать в Москве (если не считать постановки физкультурных парадов на Красной площади). Интерес к фольклору привел его в Белоруссию, Украину, Узбекистан, Таджикистан, где он поставил ряд спектаклей и участвовал в подготовке декад национального искусства: лучшая е