Популярные личности

Иван Васин

Заслуженный пилот СССР, кандидат технических наук, профессор, лауреат премии "Икар"
Категория:
Дата рождения:
1929-06-12
Гражданство:
Россия
Биография

Биография

Авиация для И.Ф. Васина - это его жизнь. Как он сам говорит, "я сросся с авиацией пуповиной. Без нее я себя не представляю!" И что-либо добавить к этому сложно.
Иван Федотович Васин - заместитель министра Гражданской авиации СССР (1980-88), Председатель Совета Клуба ветеранов высшего руководящего состава Гражданской авиации "Опыт", Заслуженный пилот СССР, кандидат технических наук, профессор, лауреат премии "Икар". Его именем ("Васин") названа аэронавигационная точка, расположенная между Владивостоком и Токио, входящая в обязательный доклад экипажей при ее пролете.


Родился 12 июня 1929 года на Волге, неподалеку от города Хвалынска Саратовской области, в крестьянской семье. Отец - Васин Федот Михайлович (1897-1933). Мать - Васина Евдокия Григорьевна (1901-1985). Супруга - Васина Тамара Сергеевна (1928 г. рожд.), преподаватель. Дочь - Дагаева Галина Ивановна (19

51 г. рожд.), инженер-экономист. Сын - Васин Александр Иванович (1955 г. рожд.), пилот 1 класса Гражданской авиации. Внуки: Михаил, Александр, Иван, Алексей, Денис, Павел.

После школы Иван поступил в Хвалынское педагогическое училище, окончив которое работал сельским учителем. Мечта о небе привод

ит его в Краснокутское летное училище Гражданской авиации. До сих пор как одно из самых ярких впечатлений в жизни Иван Федотович вспоминает свой первый самостоятельный полет.

По окончании училища в 1950 году И. Васин остается работать там же пилотом-инструктором на самолете По-2, затем переводится

в Саратовский объединенный авиаотряд. Летные задания этого времени были связаны в основном с сельским хозяйством, причем летать приходилось не только над полями родной области, но и совершать перелеты в Ташкент, для опыления хлопка. Задача - дать стране хлопок - имела государственную важность, поэто

му летали в Среднюю Азию армадой в 25-30 самолетов.

Последующая работа И.Ф. Васина была связана с транспортной авиацией в Саратовском отряде. Ему приходилось летать на Ли-2, Ил-12, Ил-14. Был командиром корабля, инструктором в Ульяновской школе высшей летной подготовки.

Гражданская авиация испытыв

ала тогда потребность в специалистах, имеющих высшее специальное авиационное образование. В 1958 году Иван Федотович зачисляется без экзаменов на командный факультет Высшего авиационного училища в Ленинграде. Там он прошел переподготовку для полетов на Ту-104, став тем самым в ряд с пионерами освоен

ия реактивной авиационной техники.

После окончания училища И.Ф. Васин попадает в поле зрения начальника Дальневосточного управления Гражданской авиации Б.Г. Езерского, который предложил перспективному выпускнику ВАУ должность начальника инспекции в своем управлении. Предложение Васин принял, постав

ив одно условие: перед тем как занять командную должность, он сначала поднакопит практический летный опыт. Взаимопонимание было достигнуто, и полгода Васин работает заместителем командира эскадрильи Ту-104, налетав за эти месяцы около 500 часов.

Круг его обязанностей на посту начальника инспекции с

оставляло инспектирование авиапредприятий, летных подразделений, в воздухе - самолетовождения, техники пилотирования. Это работа потребовала от него полной выкладки, колоссальной ответственности...

Случались и драматические события. Как-то в Хабаровске Ивану Федотовичу было поручено обучить полету

на Ту-104 (самом необузданном, по мнению Васина, самолете - его за это даже называли "жеребцом") двух подполковников ВМФ. При посадке отказали оба двигателя, но, к счастью, все-таки удалось нормально сесть, поскольку полетная масса была небольшая - топлива было мало.

Проработав 2,5 года на Дальнем

Востоке, И. Васин был назначен первым заместителем начальника управления по летной службе Красноярского управления ГА - базового управления с протяженностью от Тувы до Северного Ледовитого океана, с такими крупными центрами, как Красноярск, Норильск. Заместителем начальника управления, в котором был

о более 20 тысяч работающих, он стал в 36 лет.

Весной 1968 года пролетом на Дальний Восток в Красноярске остановился тогдашний министр Гражданской авиации Е.Ф. Логинов. После непродолжительного общения с ним И.Ф. Васин получил предложение перейти на работу в Москву. Для молодого руководителя эта бы

ло знаком доверия и уважения. Однако тогда его переманил к себе первым заместителем начальник Управления полярной авиации Марк Иванович Шевелев - легендарная личность, Герой Советского Союза. Это была очень важная и сложная работа: большой парк авиационной техники (56 самолетов Ан-12, Ил-18), около

22 тысяч работающих.

Под руководством И.Ф. Васина проводились высокоширотные экспедиции, посадки разнообразной летной техники на лед. На дрейфующем льду возникали целые городки: базировались самолеты Ли-2, Ан-2, вертолеты, персонал - около 400 человек! В интересах народного хозяйства и армии осущес

твлялись исследовательские работы, высадки научных экспедиций на Северном полюсе. Впервые тогда был произведен замер глубин на Северном Ледовитом океане. Полярная авиация решала вопросы освоения также и Южного полюса...

В 1970 году Управление полярной авиации было расформировано. Всю Арктику расчле

нили по секторам, обслуживание которых передали территориальным управлениям. Перед авиаторами ставился широкий спектр задач, связанных с мореходством на Северном Ледовитом океане, обеспечением населения национальных округов всем необходимым. В том же 1970 году Указом Президиума Верховного Совета ССС

Р И.Ф. Васину было присвоено звание Заслуженного пилота СССР.

В течение 2 последующих лет Иван Федотович работал начальником Управления летной службы Министерства гражданской авиации. Это означало личное участие во всем - от внедрения новой авиационной техники до решения широкого спектра вопросов б

езопасности полетов, включая расследование чрезвычайных происшествий.

Однако позже по заключению медиков с чисто летной работой Ивану Федотовичу пришлось расстаться. К тому моменту Высшее авиационное училище в Ленинграде получило статус академии, и в 1972 году И.Ф. Васин стал ее первым начальником.

Фактически академию надо было еще создавать, делать ее головным учебным заведением отрасли, готовящим в первую очередь командные кадры. Одновременно стояла задача обеспечить статус вуза как ведущего в плане научной работы. При Васине были разработаны важнейшие методологические основы преподавания,

внедрено понятие "модель специалиста", что стимулировало научную деятельность по определению параметров профессиональных навыков и принципов психофизического отбора кадров.

В том же году И.Ф. Васин разработал спецкурс по безопасности полетов, включавший изучение основ надежности авиатехники, метод

ов предупреждения авиационных происшествий и данных по их расследованию, опыта зарубежных авиакомпаний и др. Курс был рассчитан на 300 учебных часов. С рядом усовершенствований он существует в академии и поныне.

За 8,5 лет нахождения Ивана Федотовича в этой должности академия, отстроенная на террит

ории в 22 гектара, выпустила 8 тысяч специалистов. Многие из тех, кто сегодня управляет ведущими авиакомпаниями, - выпускники этого образцового учебного заведения: В.М. Окулов, В.В. Бабаскин и другие. Академия при И.Ф. Васине пользовалась авторитетом, имела превосходную учебную базу, техническое осн

ащение, тренажерные системы, свой летный отряд...

Без преувеличения можно сказать, что работа в академии стала для И.Ф. Васина делом жизни. Все направления, все кафедры (сам он руководил кафедрой безопасности полетов) и факультеты - его детище. Не случайно в 1973 году руководитель главного вуза отр

асли был награжден орденом Ленина.

В свою бытность начальником академии В.Ф. Васину пришлось полетать и на иностранных машинах. В 1973 году делегация из СССР в составе 28 человек прилетела в США изучать заокеанскую авиационную промышленность. Иван Федотович входил в состав делегации от Гражданской

авиации, в которой были директора заводов, главные и генеральные конструкторы.

Иван Федотович вспоминает: "В Сиэттле (здесь находится фирма "Боинг") с нами на разговор вначале вышли специалисты среднего звена. А нам ведь нужно было изучать опыт, заводы смотреть! Наш посол в США Добрынин подсказал -

поручите И.Ф. Васину облетать их самолет "Боинг-747". Американцы согласились. Я сидел за штурвалом в левом кресле, их пилот-инструктор - в правом. Сзади - наш генеральный конструктор Г.В. Новожилов. Все прошло хорошо; потом мы облетали самолеты еще нескольких американских компаний: "Макдональд Дугл

ас" (широкофюзеляжный самолет ДС-10), "Локхид" ("Локхид-10-11") - тоже "с левого кресла". В общем - в грязь лицом не ударили!.. После этого за месяц мы смогли все посмотреть".

Иван Федотович успел, что называется, прикипеть душой к академии и несколько раз отклонял предложение П.Б. Бугаева вернутьс

я в Москву в качестве заместителя министра Гражданской авиации по летной службе. Согласится он только в 1980 году.

Этот ответственный пост И.Ф. Васин занимал до 1988 года, в том числе 7 лет он работал под началом Б.П. Бугаева. Приходилось отвечать за все, что связано с безопасностью полетов: летная

служба, управление воздушным движением, радиолокационные, аэронавигационные средства обеспечения полетов. Отвечал даже за авиационную медицину - в отрасли работало более 22 тысяч медиков.

Приходилось много участвовать в спорных вопросах по итогам расследования авиационных происшествий и на уровне

Центрального Комитета партии, и в Совете Министров. Спорить, защищать интересы отрасли, летного состава. Слова самого Ивана Федотовича дают исчерпывающее представление о том, насколько сложные ситуации приходилось порой распутывать: "Как, например, я мог допустить, чтобы обвинили погибшего пилота, е

сли он не виноват! Я был председателем государственной комиссии по расследованию катастрофы в Учкудуке, унесшей жизни 202 человек. Экипаж не справился? Нет. Доказали, что нельзя поднимать самолет на 11 тысяч при такой полетной массе без учета состояния атмосферы. Комиссия меня поддержала.

Заботилис

ь не о себе, а о том, чтобы никто никогда больше не погиб..."

В 1988 году, в возрасте 59 лет, И.Ф. Васин почувствовал, что максимум возможной пользы на летной работе он уже принес, да и просто подустал. Тогда Иван Федотович согласился на предложение поработать представителем СССР в Международной ор

ганизации Гражданской авиации (ИКАО). Согласование кандидатуры и вопроса "выездной-невыездной" проходило на самом высшем уровне. В ИКАО И.Ф. Васин проработал 5 лет: 3 с половиной года как представитель СССР, а после развала Союза - полтора года как представитель Российской Федерации.

В Россию И.Ф.

Васин вернулся в 1993 году. От предложения работать в аппарате Черномырдина отказался, решил трудиться на отрасль и на себя: на протяжении 4 лет в должности генерального директора он возглавлял совместное российско-канадское предприятие "Аэроимп".

В 69 лет вышел на пенсию - но не на покой. Востребо

ванность бесценного опыта И.Ф. Васина дала импульс созданию совместно с другими ветеранами отрасли Клуба ветеранов высшего руководящего состава ГА "Опыт". В его составе - представители так называемой 14-й по рангу категории: генералы отрасли, начиная с начальников управлений до министров. Всего таки

х в Российской Федерации примерно около 230 человек, и все являются членами этого официально зарегистрированного Клуба.

Учредителем Клуба является МАРАП. В состав Совета, председателем которого является Иван Федотович, входят 17 человек. В поле зрения Клуба находится широкий круг аспектов работы от

расли, по каждому из которых ветераны готовы помочь советом - ведь они, несмотря на почтенный возраст, остаются мастерами высшего класса в своем деле.

Авиация для И.Ф. Васина - это его жизнь. Как он сам говорит, "я сросся с авиацией пуповиной. Без нее я себя не представляю!" И что-либо добавить к э

тому сложно.

Иван Федотович Васин - заместитель министра Гражданской авиации СССР (1980-88), Председатель Совета Клуба ветеранов высшего руководящего состава Гражданской авиации "Опыт", Заслуженный пилот СССР, кандидат технических наук, профессор, лауреат премии "Икар". Его именем ("Васин") названа

аэронавигационная точка, расположенная между Владивостоком и Токио, входящая в обязательный доклад экипажей при ее пролете.

Награжден орденами Ленина (1973), Октябрьской Революции (1983), Дружбы народов (1979), болгарским орденом Кирилла и Мефодия (1983), медалями и почетными знаками.

Одним из са



Поделиться: