Популярные личности

Иван Глухих

Летчик истребитель
На фото Иван Глухих
Категория:
Дата рождения:
1916-09-25
Место рождения:
с. Куликово, Курганская, Россия
Дата смерти:
1990-05-08
Место смерти:
Москва, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Капитан И. М. Глухих произвёл 141 боевой вылет. В 38 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 4 самолёта противника. Ещё 11 самолётов уничтожил на аэродромах. 1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Родился 25 Сентября 1916 года в деревне Куликово, ныне Макушинского района Курганской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал токарем в железнодорожном депо, техническим секретарём Копейского горкома комсомола. С 1935 года в Красной Армии. В 1937 году окончил Оренбургское военное авиационное училище лётчиков. Участник похода советских войск в Западную Белоруссию в 1939 году и Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Октября 1941 года в действующей армии. Сражался на Калининском фронте, летая на самолёте Як-1. В 1942 году участвовал в боях за Сталинград, а также на Северо - Западном фронте, под Демянском.

К Февралю 1943 года штурман 271-го истребительного авиационного полка ( 274-я истребительная авиационная дивизия, 1-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт ) Капитан И. М. Глухих произвёл 141 боевой вылет. В 38 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 4 самолёта противника. Ещё 11 самолётов уничтожил на аэродромах. 1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. С Декабря 1955 года Полковник И. М. Глухих - в запасе. Работал на одном из московских авиационных заводов. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), 6-ю медалями.

* * *

Иван Глухих родился в деревне Куликово Макушинского района Курганской области в крестьянской семье. В 1932 - 1935 годах после окончания Макушинской школы - семилетки работал секретарем отдела найма завода "Востокококс" в городе Магнитогорске, затем трактористом Макушинской МТС, секретарем стройконторы зерносовхоза "Пионер". В 1937 году окончил Оренбургскую военную школу лётчиков. В 1939 - 1940 годах участвовал в оккупации Восточной Польши и в боях с белофиннами.

К началу Великой Отечественной войны Иван Глухих был уже опытным военным лётчиком. За бои в период Советско - Финляндской войны был удостоен первой боевой награды - ордена Красной Звезды. И, видимо, обязательно следует отметить, что у истоков его лётного мастерства стоял такой замечательный учитель как Александр Константинович Горовец. О незаурядных лётных и боевых качествах этого человека свидетельствует его последний бой 6 Июля 1943 года в небе Белгородчины. В тот день лётчик - истребитель Горовец, возвращаясь с боевого задания, встретил 20 вражеских бомбардировщиков. Силы были слишком неравные и можно было уклониться от боя, но Горовец решил иначе. Цена жизни героя - 9 сбитых вражеских машин в одном бою, чего раньше не удавалось ни одному лётчику мира.

271-й истребительный авиационный полк, где командиром эскадрильи был Иван Глухих, базировался под Ростовом - на - Дону. Здесь он вступил в свой первый бой в этой войне и сбил первый вражеский бомбардировщик Ju-87. А вскоре прославился как мастер лобовых атак, которые не выдерживали даже опытные немецкие пилоты.

Своим боевым опытом командир эскадрильи щедро делился с лётным составом. Каждый воздушный бой, все положительные моменты и недостатки обязательно разбирались в коллективе. На таких разборках Иван Глухих старался проанализировать все тактические приёмы и хитрости противника, противопоставить им свою наступательную тактику. Особое внимание он уделял наблюдению каждым лётчиком за ходом боя, использованию радиосвязи, взаимной выручке, надёжному прикрытию штурмовой и бомбардировочной авиации, ведению воздушного боя парой и чёткому взаимодействию пар в бою.

Ежедневная, упорная учёба лётного состава сказалась на результатах. В самый тяжёлый период войны, в боях 1941 года эскадрилья Ивана Глухих сбила 21 самолёт противника и сожгла на аэродромах 12 вражеских машин. Потери эскадрильи составили три экипажа. На личном счету командира к концу года было 6 сбитых вражеских самолётов. О высокой технике ведения каждого воздушного боя эскадрильей под его командованием убедительно говорится в наградном листе:

"Штурмовая и бомбардировочная авиация, прикрытая лётчиками эскадрильи Капитана Глухих, всегда действовала уверенно и возвращалась без потерь. Никакое численное превосходство противника не могло заставить его питомцев выйти из боя или проиграть его. Ярким примером может служить воздушный бой 16 Января 1942 года: 5 самолётов ЛаГГ-3 под командованием Капитана Глухих прикрывали боевые действия 10 штурмовиков. Около самой цели на "Илы" неожиданно набросились 12 истребителей противника. Группа истребителей Капитана Глухих немедленно вступила в бой, отогнала стервятников, сковала их боем, чем дала возможность штурмовикам выполнить задачу без потерь. В ожесточённой короткой схватке было сбито 2 "Мессершмитта". Остальные, прикрываясь облаками, спаслись бегством. В этом бою у самолёта Глухих были совершенно разбиты руль поворота и руль глубины. Несмотря на такие серьёзные повреждения, он сумел привести свой самолёт на аэродром".

...В кон

це Декабря 1942 года, подтянув свежие силы и совершив перегруппировку войск, противник возобновил контрнаступление на Великие Луки. В воздухе шли непрерывные ожесточённые бои.

29 Декабря группа Як-7Б под командованием комэска 271-го ИАП Капитана И. М. Глухих вылетела на сопровождение штурмовиков Ил-2. В районе цели наши истребители заметили большую группу немецких бомбардировщиков, приближавшихся к полю боя. В задачу истребителей прикрытия борьба с бомбардировщиками противника не входила. Но Глухих, оценив ситуацию, пошёл на сознательный риск. Он решил частью сил атаковать бомбардировщиков. Напуганные решительной атакой "Яков", вражеские бомбовозы сбросили свой груз куда попало и повернули на свою территорию. Два вражеских самолёта чадящими факелами рухнули на землю. Ни истребители, ни штурмовики потерь не понесли.

Исключительно широкого диапазона была военная работа Ивана Глухих. К Февралю 1943 года он совершил 141 боевой вылет, в их числе: 18 - на штурмовку войск противника, 55 - на прикрытие штурмовой и бомбардировочной авиации, 46 - на прикрытие наземных войск, 20 - на разведку войск противника, 2 - на штурмовку вражеских аэродромов. Во время выполнения этих заданий участвовал в 38 воздушных боях и сбил 14 самолётов противника ( 10 лично и 4 в группе с товарищами ). И лучшей характеристикой отважному воину может послужить высказывание командира 271-го истребительного авиаполка Майора Морозова: "Иван Михайлович Глухих беззаветно предан социалистической Родине, человек не жалеет сил и жизни за её освобождение. Он бесстрашный воздушный боец, мастер лобовых атак, отличный командир и воспитатель".

1 Мая 1943 года штурману полка Капитану И. М. Глухих было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Радость награждения усиливалась сознанием того, что Родина высоко отметила военные заслуги и его учеников. В этот же день Героями Советского Союза стали: его ведомый Пётр Михайлович Вострухин, с которым в паре Иван Глухих летал около года, командиры эскадрилий полка Павел Игнатьевич Муравьёв и Виктор Яковлевич Хасин. Они занимались такой же военной работой, что и их командир, и на их счету к этому времени было 44 сбитых вражеских самолёта.

В Июле 1943 года Ивана Михайловича как опытнейшего лётчика назначили инспектором по технике пилотирования в 323-ю истребительную авиационную дивизию, а через 3 месяца командование решило, что его боевой опыт, блестящую технику управления самолётом, надо использовать более полно. Он был отозван из действующей армии и направлен в качестве старшего лётчика - испытателя новых боевых машин на авиационные заводы страны. К тому времени, согласно данным приведённым в книге Н. Г. Бодрихина "Советские асы", он выполнил около 300 успешных боевых вылетов и лично сбил в воздушных боях 16 самолётов противника ( другие источники указывают на 16 побед, одержанных лично и в составе группы ).

С Октября 1943 года по Январь 1956 года Иван Глухих работал лётчиком - испытателем новых боевых машин. Летал на всех типах поршневых и реактивных истребителей. Одним из первых освоил реактивный бомбардировщик Ил-28. О том, как он работал в этой должности, красноречиво свидетельствует аттестация на представление его к воинскому званию Полковника, составленная военным представителем одного из авиазаводов в Сентябре 1951 года:

"Герой Советского Союза Подполковник Глухих Иван Михайлович служит в системе военных приёмов с Октября 1943 года. Будучи старшим лётчиком - испытателем военного представительства на заводе № 30 показал себя дисциплинированным, требовательным, политически развитым офицером. Является ветераном советской реактивной авиации. Летал на всех типах современных, в том числе и реактивных истребителях. При внедрении в серию реактивного бомбардировщика освоил одним из первых лётчиков - испытателей этот самолёт. Хорошо знает материальную часть и грамотно эксплуатирует её в воздухе. Правильно анализирует встречающиеся дефекты и даёт обоснованные заключения о качестве принимаемой продукции для частей ВВС Советской Армии. За высокую лётную квалификацию допущен к высотным испытательным полётам в сложных метеоусловиях, с пробиванием сплошной облачности при высоте нижней кромки 300 метров и видимости 4 км".

С большой гордостью Иван Михайлович вспоминал о том, что на этой работе он всегда чувствовал поддержку своих друзей, таких известных лётчиков - испытателей, как дважды Героя Советского Союза Георгия Михайловича Паршина, погибшего при испытании самолёта в 1956 году, Героев Советского Союза Сергея Николаевича Анохина, Фёдора Ивановича Бурцева, знаменитого в авиационных кругах Марка Лазаревича Галлая. Ответственная и опасная работа сблизила их, взаимно обогащала.

Более 12 лет Полковник И. М. Глухих пробыл на испытательной работе. Только в Январе 1956 года по состоянию здоровья оставил её. Но авиации не изменил и ещё почти четверть века работал авиадиспетчером на военных заводах страны. Последнее место его службы - Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля.



Поделиться: