Популярные личности

Иван Дзюба

Летчик истребитель
На фото Иван Дзюба
Категория:
Дата рождения:
1918-05-01
Место рождения:
с. Огульцы, Харьковская, Украина
Дата смерти:
1995-10-12
Место смерти:
, Московская, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Майор И. М. Дзюба к Февралю 1942 года совершил 234 боевых вылета, провел 13 воздушных боев, в которых сбил лично 6 самолётов противника. 21 Июля 1942 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Иван Дзюба родился 1 Мая 1918 года в селе Огульцы, ныне Валковского района Харьковской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично заводское училище. Работал слесарем на Харьковском паравозоремонтном заводе. В 1938 году был призван в ряды Красной Армии. Вскоре окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Командир эскадрильи 12-го истребительного авиаполка ( 57-я смешанная авиационная дивизия, 11-я Воздушная Армия, Северо - Западный фронт ) Майор И. М. Дзюба к Февралю 1942 года совершил 234 боевых вылета, провел 13 воздушных боев, в которых сбил лично 6 самолётов противника. 21 Июля 1942 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К Сентябрю 1943 года Иван Михайлович Дзюба совершил 238 боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв, 9 самолётов противника сбил лично и 12 - в группе ( по другим источникам имел 12 воздушных побед, одержанных лично и в группе с товарищами ). Подмосковье, Старая Русса, Сталинград, Волхов - это те горячие точки, через которые пролегал его боевой путь. Затем он был переведен на лётно - испытательскую работу.

... Шел уже третий год войны, когда Иван Дзюба пришел в НИИ ВВС. Поскольку Испытательный институт продолжал терять своих сотрудников - одних уносила война, другие погибали при испытаниях, - ему постоянно требовались опытные лётчики, инжененры и техники. Многолетняя служба Ивана Михайловича в НИИ ВВС показала, что командование не ошиблось, направив его на эту ответственную работу. Он получил назначение туда не только потому, что у него уже был некоторый опыт летных испытаний - накануне войны вместе с Григорием Бахчиванджи он принял участие в войсковых испытаниях истребителя Як-1, но и потому, что тяжелый и опасный труд испытателя, требующий от лётчика не только большого морального и физического напряжения, но и творческого горения, был Дзюбе по душе.

Уже в 1944 году он провел несколько различных испытаний самолётов семейства Лавочкина, при этом выявил серьезные недостатки Ла-7, имевших, в частности, недоброкачественно выполненные предкрылки, и дал ценные рекомендации по совершенствованию оборудования этой машины.

Иван Михайлович часто говорил, что смысл испытательской работы состоит в превращении самолёта - загадки в лучшего боевого друга. Но эти "превращения" давались Дзюбе нелегко. Один неприятный сюрприз

следовал за другим. Однажды, например, в одном из полетов при испытании средств спасения на самолёте непроизвольно сорвалась подвижная часть фонаря кабины и ударила Дзюбу по голове. Лётчик потерял сознание. Когда очнулся, машина стремительно пикировала, земля неумолимо приближалась. Собрав все силы, превозмогая боль, лётчик вывел самолёт в горизонтальный полет, а затем произвел благополучную посадку. Вскоре после выяснения дефекта на системе сброса фонаря были проведены соответствющие доработки. В результате "строптивая" была укрощена.

В 1946 году в Москве в честь 29-й годовщины Октябрьской революции состоялся первый воздушный парад на реактивной технике. Подполковник И. М. Дзюба вместе с товарищами демонстрировал перед всем народом мощь нашей авиации, за что вместе с остальными участниками парада был награжден орденом Красного Знамени.

Вскоре Дзюба поднял в воздух опытный всепогодный двухместный реактивный истребитель - перехватчик. При заходе на посадку и выпуске закрылков на высоте 300 метров вдруг оборвалась согласующая тяга выпуска закрылков. По этой причине закрылок выпустился лишь с одной стороны, поэтому самолёт резко вошел в крен, готовый перевернуться на "спину". Но Дзюба среагировал мгновенно. Он сразу же убрал закрылок, выровнял машину и завел её на посадку.

Прошло всего лишь несколько дней, и Ивана Михайловича вновь постигла неудача. На самолёте - лаборатории УТИ МиГ-15 в момент катапультирования из второй кабины парашютиста - испытателя разорвалась телескопическая труба стреляющего механизма. Взрывная волна контузила Дзюбу. Но постепенно он пришел в себя и, собрав всю свою волю, привел раненый "МиГ" на аэродром.

Военная авиация стала калыбелью и космонавтики. В 1959 году по решению ЦК КПСС начался отбор, из числа лётчиков истребительной авиации, в первый отряд космонавтов ( всего 20 человек ), а 11 Января 1960 года было принято решение о формированиии Центра подготовки космонавтов. Для занятий с будущими космонавтами по лётной и парашютной подготовке, в числе других известных пилотов, был подключен и Иван Михайлович Дзюба.

С 1972 года Полковник И. М. Дзюба - в отставке. Заслуженный лётчик - испытатель СССР. Освоил 117 типов и модификаций самолётов. С 1974 года - в Главном штабе ВВС. За период службы награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, многими медалями



Поделиться: