Популярные личности

Иван Бецкой

русский государственный деятель
На фото Иван Бецкой
Категория:
Дата рождения:
1704-02-14
Место рождения:
Стокгольм, Швеция
Дата смерти:
1795-09-10
Место смерти:
Санкт-Петербург, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Бецкой, Иван Иванович, - русский государственный деятель, побочный сын генерал-фельдмаршала князя Ивана Юрьевича Трубецкого , сокращенную фамилию которого впоследствии получил, и, вероятно, баронессы Вреде.


Родился 3 февраля 1704 г. в Стокгольме, где отец его был в плену, и там же прожил детские годы. Получив сначала под руководством отца "преизрядное учение", Бецкой был послан для дальнейшего образования в Копенгаген, в местный кадетский корпус; затем недолго служил в датском кавалерийском полку, во время учения был сброшен лошадью и сильно помят, что, по-видимому, и принудило его отказаться от военной службы. Он долго путешествовал по Европе, а 1722 - 1726 годы провел "для науки" в Париже, где, вместе с тем, состоял секретарем при русском после и был представлен герцогине Иоанне Елизавете Ангальт-Цербстской (матери Екатерины II ), которая и в то время, и впоследствии относилась к нему очень милостиво. В России Бецкой сначала состоял флигель-адъютантом при отце в Киеве и в Москве, а в 1729 г. определился на службу в коллегию иностранных дел, от которой нередко был посылаем в качестве кабинет-курьера в Берлин, Вену и Париж. Благодаря отцу и единокровной сестре Анастасии Ивановне , жене принца Людвига Гессен-Гамбургского, Бецкой стал близок ко двору Елизаветы Петровны . Роль его в перевороте в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г., возведшем на престол Елизавету, раньше считалась значительной, но исследованиями П.М. Майкова установлено, что он совсем не принимал участия в этом деле. Вследствие происков канцлера Бестужева Бецкой был принужден (1747) выйти в отставку. Он выехал за границу и по дороге туда старался, по собственным его словам, "ничего не пропустить из пространной живой книги природы и всего виденного, выразительнее всяких книг научающей почерпнуть все важные сведения к большому образованию сердца и ума". За границей Бецкой прожил 15 лет, преимущественно в Париже, где посещал светские салоны, свел знакомство с энциклопедистами и путем бесед и чтения усвоил себе модные тогда идеи. Петр III в начале 1762 г. вызвал Бецкого в Петербург и назначил главным директором канцелярии строений и домов его величества. В перевороте 28 июня 1762 г. Бецкой не принимал участия и о подготовлениях к нему, по-видимому, ничего не знал; может быть, потому, что всегда равнодушно относился к политике в собственном смысле. Екатерина, знавшая Бецкого с самого приезда своего в Россию, приблизила его к себе, оценила его образованность, изящный вкус, его тяготение к рационализму, на котором и сама воспиталась. В дела государственные Бецкой не вмешивался и влияния на них не имел; он отмежевал себе особую область - воспитательную. Указом 3 марта 1763 г. на него было возложено управление Академией Художеств, при которой он устроил воспитательное училище, а 1 сентября того же года был обнародован манифест об учреждении московского воспитательного дома по плану, составленному, согласно одним данным, самим Бецким, согласно другим - профессором Московского университета А.А. Барсовым , по указаниям Бецкого. По мысли Бецкого, в Петербурге было открыто "воспитательное общество благородных девиц" (впоследствии Смольный институт), вверенное его главному попечению и руководству. В 1765 г. он был назначен шефом сухопутного шляхетного кадетского корпуса, для которого составил устав на новых началах. В 1773 г., по плану Бецкого и на средства Прокопия Демидова, было учреждено Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей. Вверив Бецкому руководство всеми учебными и воспитательными заведениями, Екатерина одарила его большими богатствами, значительную долю которых он отдавал на дела благотворительности и особенно на развитие воспитательных учреждений. По образцу московского Бецкой открыл воспитательный дом и в Петербурге, а при нем учредил вдовью и сохранную казны, в основу которых легли сделанные им щедрые пожертвования. В 1778 г. Сенат в торжественном заседании поднес Бецкому выбитую в его честь большую золотую медаль (беспримерный случай), с надписью: "За любовь к отечеству". В качестве директора канцелярии строений Бецкой много способствовал украшению Петербурга казенными постройками и сооружениями; самыми крупными памятниками этой стороны его деятельности остались монумент Петру Великому (Фальконета), гранитная набережная Невы и каналов и решетка Л

етнего сада. К концу жизни Бецкого Екатерина охладела к нему, лишила его звания своего чтеца. Из ее выражения: "Бецкой присвояет себе к славе государской" можно думать, что причина охлаждения коренилась в уверенности императрицы, что Бецкой единственно себе приписывает заслугу воспитательной реформы, между тем как Екатерина и сама претендовала на значительную роль в этом деле. Бецкой скончался в Петербурге 31 августа 1795 г. и погребен в Александро-Невской лавре. Державин почтил его память одой, в которой, перечисляя его заслуги, говорил: "Луч милости был, Бецкой, ты". Эти слова высечены и на надгробном его памятнике. Основные начала предпринятой Бецким воспитательной реформы изложены им в докладе: "Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола", утвержденном императрицей 12 марта 1764 г. Ни в этом документе, ни в других однородных с ним актах (уставы шляхетского корпуса и воспитательных домов) Бецкой не обнаруживает самостоятельного идейного творчества. В "Генеральном учреждении" - общими афористическими выражениями, а в уставах - по пунктам, в приложении к практическим надобностям, изложены педагогические воззрения западноевропейского рационализма. Творчество Бецкого состоит лишь в том, что он из далеко не совпадающих воззрений Локка, Руссо и Гельвеция, принимая одно и отбрасывая другое, составил цельную эклектическую систему. В ее основе лежала задача создать новую породу людей. Образ нового человека определенно у Бецкого нигде не рисуется, но, судя по разбросанным замечаниям, главной его чертой было отсутствие тех отрицательных свойств, которые были характерны для современников. Отдельные положительные штрихи таковы: "Человек, чувствуя себя человеком, ...не должен допускать поступать с собою как с животным"; "чтобы с изящным разумом изящнейшее еще соединялося сердце"; "человек должен познать правила гражданской жизни". Екатерина, бывшая, как и Бецкой, последовательницей просветительной философии, сочувствовала этой грандиозной идее, и "Генеральный план" составлен Бецким несомненно после предварительного обсуждения основных его положений совместно с императрицей. Средством достижения "новой породы" является воспитание. Не отрицая значения общего образования, образования ума, Бецкой центр тяжести переносит на образование сердца, на воспитание. "Корень всему злу и добру - воспитание", говорит он. "Украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина, но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях". Согласно с Руссо, Бецкой признает, что человек от природы не зол, а добр, и душа ребенка подобна воску, на котором можно писать что угодно. Бецкой предлагает воспитательным учреждениям писать на ней доброе: "Утверждать сердце юношей в похвальных склонностях, возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтобы страшились праздности; научить их пристойному поведению, учтивости, соболезнованию о бедных, несчастливых; обучать их домостроительству..., особливо же вкоренять в них... склонность к опрятности и чистоте". Важно образовать в этом направлении сначала первое поколение, "новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и так следуя из родов в роды, в будущие веки". Образованию отводится тоже значительная роль, но она уступает роли воспитания в выработке характера, и, во всяком случае, предпочтительно образование общее, а не специальное. Приписывая такое могущество воспитанию, которому "даруется новое бытие и производится новый род подданных", Бецкой возлагал обязанность воспитывать народ на государство: только ему под силу такая задача. Но воспитание не может достигнуть своей цели, если первые воспитываемые поколения не будут совершенно изолированы от смежных с ними старших, погрязших в невежестве, рутине и пороках. Эту мысль, лишь слегка намеченную Руссо ("нет врожденных пороков и злодейств, но дурные примеры их внушают"), Бецкой развил до крайних пределов. Между старым поколением и новым, по мысли Бецкого, надо создать искусств

енную преграду, дабы первое, "зверообразное и неистовое в словах и поступках", лишилось возможности оказывать какое-либо влияние на второе. Такой искусственной преградой должны были служить закрытые учебные заведения (интернаты), где, под руководством просвещенных наставников, дети и юноши выдерживались бы до тех пор, пока не окрепнет их сердце и не созреет ум, т. е. до 18 - 20 лет. Подобно Локку, Бецкой признавал значение физического воспитания и необходимость считаться с темпераментом ребенка, а подобно Руссо "полагал надобность следовать по стопам натуры, не превозмогая и не переламывая ее, но способствуя ей". С идеей педагогической Бецкой сливал и политико-социальное стремление: создать в России образованное третье сословие, "третий чин людей". Он видел, как росло на Западе нравственное, политическое и особенно экономическое значение этого сословия, и сожалел, что в России только "два чина установлены: дворяне и крестьяне", а купцы, мещане, ремесленники и связанные с этими званиями отрасли государственной жизни значения не имели. "В чужих государствах, - рассуждал Бецкой, - третий чин народа, заведенный уже за несколько веков, продолжается из рода в род: но как здесь [в России] сей чин еще не находится, то мнится, в оном и нужда состоит". "Прямое намерение нового учреждения [Воспитательного дома] - произвести людей способных служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах". Устройство ряда заведений (воспитательные дома, мещанские училища при шляхетном корпусе и при Академии Художеств), помимо своих прямых и непосредственных задач - воспитывать безродных детей, дать образование детям низших классов, - имело целью именно создание этого "третьего чина людей".



Поделиться: