В Лозанне открылась выставка известного скульптора Игоря Устинова. Сын знаменитого британского актера и режиссера сэра Питера Устинова - один из представителей могучей российско-французско-английско-итальянской династии Бенуа, имеющей более чем двухвековую историю. Об уникальном примере взаимного обогащения европейских культур и о своем творчестве Игорь Устинов рассказал парижскому корреспонденту "Известий".
известия: В твоем роду художники, скульпторы, архитекторы, артисты, композиторы, поэты, певцы... Вспомним хотя бы Александра Бенуа, Зинаиду Серебрякову, Евгения Лансере. Ваш легендарный предок Альберт Кавос строил Мариинский и Большой театры. Неужели среди потомков Бенуа нет простых смертных - инженеров, учителей или хотя бы чиновников?
-Игорь Устинов: Один мой кузен - сын прекрасного композитора Ивана Вышнеградского - предпочел работу страхового агента. В жизни художника много непредсказуемого, и порой жизнь страховщика оказывается благополучнее и стабильнее.
и: Искусство требует жертв даже от Бенуа и Устиновых?
-Устинов: Не только жертв, но и смелости. Помимо таланта надо чувствовать некую миссию, отстаивать определенные ценности. В нашей семье такие ценности - а именно, стремление понять смысл существования человека - наследуются из поколения в поколение.
и: Ты мог бы стать певцом, но отказался от оперной карьеры и тем не менее выступал на русской сцене.
-Устинов: В 1975 году я с отцом впервые приехал в Россию. В то время он снимал документальный фильм со знаменитой актрисой Натали Вуд, у которой были русские корни (урожденная Наталья Николаевна Захаренко. - "Известия"). И тогда мы с отцом спели на сцене театра в Эрмитаже.
и: Оказал ли Питер Устинов влияние на твою творческую судьбу?
-Устинов: Он всегда предпочитал сохранять дистанцию в том, что касается выбора профессии его детьми. Тем не менее когда он узнал, что я в университете занимаюсь биологией, в художественной школе - скульптурой, а еще и пою, он написал письмо, которое я до сих пор храню: "Ты должен сделать выбор. Это слишком много для одного человека". В ответ я ему напомнил, что он сам был актером, постановщиком, продюсером, певцом, писал для театра...
и: Отец был скорее британцем или русским?
-Устинов: Он вырос в Англии, жил и выступал в разных странах мира, но с наступлением старости все больше становился русским. Когда он умирал в швейцарской клинике, сказал, что ему хочется только солянки. Я нашел человека, который умел ее готовить. И в последние часы жизни отец говорил со мной по-русски.
и: Ты родился в Великобритании, жил в Париже, а сейчас перебрался в Швейцарию.
-Устинов: Для меня Швейцария состоит как бы из трех этажей. Нижний, на уровне озер, - это банки, адвокаты, коммерция. Верхний - туристы. Средний же, который я предпочитаю, - сельский, довольно мистический. Я живу в Лозанне, а моя мастерская находится в деревушке Рю.
и: Ты, кажется, стоял у истоков Музея семьи Бенуа в Петергофе?
-Устинов: Его созданию вместе со своими кузенами я отдал много сил. Изначально Министерство культуры СССР хотело открыть музей Александра Бенуа и его сына Николая (художник Николай Александрович Бенуа (1901-1988) был художественным руководителем миланской Ла Скала. - "Известия"). Но Николай напомнил, что в нашем роду много других славных имен и все они потомки одного и того же господина. Это Луи-Жюль-Сезар-Огюст Бенуа. В 1794 году он перебрался из Франции в Россию, женился на кормилице царя и имел 18 детей. В конце концов Николай убедил русских создать Музей семьи Бенуа. Его открытие в сентябре 1988 года собрало потомков Бенуа со всего мира. Нас оказалось несколько сотен.
и: Три года спустя ты создал скульптуру "Бенуа де ля данс", которая стала балетным "Оскаром".
-Устинов: В моих работах есть некоторые хореографические и сценографические формы. Нина Кудрявцева-Лури (арт-директор "Бенуа де ля данс". - "Известия") побывала в Музее семьи Бенуа и увидела мои работы. Когда Большой театр был в Париже, она пришла в мою мастерскую и предложила создать скульптуру. С тех пор прошло 20 лет, меня каждый год приглашают в Москву на вручение приза. И я всегда ставлю свечки в маленькой русской церкви неподалеку от Красной площади.
и: Помимо музеев где можно увидеть твои скульптуры?
-Устинов: В Париже - на бирже и в ресторане "Тайеван", а также в Женеве, Люцерне, в английском городе Бат, который ЮНЕСКО включила в список мирового культурного наследия.
и: Какие твои ближайшие проекты?
-Устинов: Как скульптор, я достаточно традиционен и люблю моделировать пространство. Один из моих проектов заключается в создании светящейся тени Эйфелевой башни. Будут задействованы прожекторы и оптика. И, разумеется, я хотел бы устроить свою выставку в России.
и: Где ты предпочитаешь видеть свою скульптуру - на улице или в галерее?
-Устинов: Если твоя скульптура стоит на улице, ты участвуешь в общественной жизни, тогда как галерею посещает скорее избранная публика.
и: Скульптуры ты называешь дорожными знаками человечества, которые сопровождают нас на дороге жизни. Куда эти знаки нас ведут?
-Устинов: Дорожные знаки или километровые столбы напоминают нам о том, кто мы есть в мире, о пройденном нами пути.
и: Не слишком ли много сейчас появилось скульптур на улицах разных городов?
-Устинов: Мне так не кажется. Но каждой скульптуре надо найти свое место, с тем чтобы она имела возможность "дышать" и самовыражаться. Кстати, в Китае вопрос об их размещении находится в ведении не Министерства культуры, а ведомства, которое занимается урбанизацией. Именно оно ответственно за поиск гармонии между произведением и окружающей городской средой.
и: Сегодня можно установить любой объект и назвать его скульптурой. Например, модный американец Вито Аккончи придумал "Переносной настенный бюстгальтер", который демонстрировался даже в России.
-Устинов: Такое явление возникло в 1960-е годы, в эпоху хиппи. Тогда многие художники были маргиналами, получали большие гранты и создавали ужасные вещи. Это напоминало ярмарки, где показывали бородатую женщину или человека с двумя головами. И тогда такими ярмарками стали музеи современного искусства, в которых можно увидеть то, чего не увидишь нигде.
и: Кто же сегодня диктует моду в искусстве - галереи, кураторы, музеи, коллекционеры?
-Устинов: Галереи рекрутируют художников. СМИ их раскручивают, и вся эта механика очень хорошо отлажена. Тон на рынке задают галерейщики и музеи современного искусства. Теперь уже считают, что уметь рисовать - совсем не обязательно и не надо стремиться выразить красоту. Для меня это покушение на священные принципы. Иными словами, цоколь памятника стал важнее скульптуры.
и: Получается, что битва за высокое искусство проиграна?
-Устинов: Не проиграна, но существуют как бы два параллельных мира. Уверен, что, когда люди посмотрят "бородатую женщину", они захотят вернуться к настоящему искусству.
и: Твой великий предок Александр Бенуа, кажется, едва ли не первым употребил слово "авангард". Осудив "авангардистов", он отдал предпочтение "бодрому и здоровому реализму".
-Устинов: Он видел в авангарде разрушение священной роли искусства. Это все равно как если бы из церкви убрали Бога...