Популярные личности

Ибн Хальдун

Арабский мусульманский философ, историк, социолог. Критик неоханбализма.
На фото Ибн Хальдун
Категория:
Дата рождения:
1332-05-27
Место рождения:
Тунис, Тунис
Дата смерти:
1402-03-17
Место смерти:
Каир, Египет
Гражданство:
Тунис
Читать новости про человека
Биография

Краткая биография

Арабский мусульманский философ, историк, социолог. Критик неоханбализма.


Родители — выходцы из Андалусии. Изучив в родном городе Тунисе Коран, хадисы, право, грамматику, пиитику, служил у султана Абу-Инана в Фесе . Придворные интриги заставили его уехать в Испанию (1362); здесь он составил трактат по логике и несколько стихотворений; по поручению гранадского султана, вёл

переговоры о мире с Дон-Педро Кастильским. Позже Ибн-Хальдун был письмоводителем у повелителей тунисского и фесского. С 1382 г. он жил в Каире, занимая должность профессора, а затем верховного кади (шариатский судья) маликитов. Честность доставляла ему много врагов, так что несколько раз его смещал

и, но потом опять призывали на должность. Когда Тамерлан вторгнулся в Сирию (владения египетского султана), Ибн-Хальдун, по словам Ибн-Арабшаха, сопровождал туда своего повелителя, сумел очаровать Тамерлана своим обращением и был отпущен в Каир на ту же должность верховного кади (1400).

Ибн Халду

н прославился как историк. Его сочинение «Китаб ал-Ибар…» («Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле») состоит из четырёх частей: 1) введение в историю («Мукаддима» ["Пролегомены", «Введение»]), 2) история от создания мира до Мухаммада, 3) ар

абы в Африке и Испании и берберы, 4) мелкие мусульманские династии Египта и Азии. «Мукаддима» образует самостоятельный трактат. Содержание её: смысл истории, значение исторической критики и приемы её, источники исторических ошибок; географический обзор земного шара, мысли о физическом и нравственном

влиянии климата и почвы на людей; способы познания истины; эволюции форм семейной, общественной и государственной жизни; развитие экономическое и умственное; разложение государства; значение труда в благосостоянии государства; обзор различных отраслей ремесел и искусств; классификация наук. Автор н

е чужд предрассудков своего века, но все же «Мукаддима», по справедливости, считается замечательным произведением.

Пиризаде перевёл «Мукаддиму» на турецкий язык, переработав её в стилист. отношении. Катрмер напечатал весь текст в «Notices et extraits» (tt. XVI—XVIII, Пар. 1858); полный французски

й перевод: «Prolegomenes» (Париж 1862); восточное изд. — Каир (2-е, 1886) и Бейрут (1882). Вторая часть издаваема была аббатом Арри (по-араб. и итальян.). Третья часть обстоятельно разобрана Рено (Reinaud): «Memoire sur les populations de l’Afrique septentrionale, leur langage, leurs croyances et le

ur etat social» (в «Nouv. annales des Voyages», 1858, февр.); арабск. издание «Hist. des Berberes» (Алжир 1847 и 1851) и франц. перев. (1852—1856, 4 тома). Четвёртая часть издана в извлечениях Noel des Vergers: «Histoire de l’Afrique sous la dynastie Aghiabide et de la Sicile sous la domination musu

lmane» (Париж 1841); о крестовых походах — изд. и пер. Торнберга: «Narratio de expeditione Francorum» (Упсала 1841, в «Академ. Зап.»). Полностью издан весь труд Ибн-Хальдуна в Булаке (Каир; 1867, 7 т.).

Jac. Graberg di Hemso, «Notizia» (Флор. 1834).

Alfr. v. Kremer, Ibu.-Ch. und seine Kulturges

chichte der islamischen Volker. Wien, 1879.

«Autobiographie d’Ibn-Kh.» («Journ. Asiat.», 1844).

Les Prolegomenes, trad. par de Slane, nouv. ed., t. 1—3. P., 1934—38.

Histoire des berberes et des dynasties musulmanes de l’Afrique…, trad. de l’arabe par de Slane, v. I—4, nouv. ed., P., 1925—56.

The Muqaddimah…, transl. from the Arabic by F. Rosenthal, v. 1—3, N. Y., [1958].

Lacoste Y., Ibn Khaldoun…, P., 1966.

Fischel W. J., Ibn Khaldun in Egypt. A study in islamic historiography, Berk. — Los Ang., 1967 (библ.).

Введение (фрагменты) // Избранные произведения мыслителей стран Ближне

го и Среднего Востока. IX—XIV в. М., 1961.

Ибн-Хальдун. Пролегомены к «Книге поучительных примеров и дивану сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров» // Мировая экономическая мысль: Сквозь призму веков: В 5 т. Т.1: От зари цивилизации до ка

питализма / Ред. Г. Г. Фетисов.; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Благотвор. фонд «Благосостояние для всех». — М.: Мысль. — 2004. — 718 с. — (250 лет Московскому Государственному Университету им. М. В. Ломоносова.) — ISBN 5-244-01039-5

Иванов Н. А. «Китаб аль-Ибар» Ибн Халдуна как источник по

истории стран Северной Африки в XIV в. // Арабский сборник. М., 1959.

Бациева С. М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». М., 1965.

Игнатенко А. А. Ибн-Хальдун. — М.: Мысль, 1980. — 160 с.

Араби Б. Ибн-Хальдун — основоположник арабской социологии // Социологические исследо



Поделиться: