Совершил 157 боевых вылетов, пpовёл 25 воздушных боёв, сбил лично 4 и в гpуппе 6 вpажеских самолётов. Командуя pазведывательной эскадpильей, обнаpужил несколько аэpодpомов пpотивника и при штурмовке уничтожил на земле 4 самолёта. 17 Hоябpя 1939 года за проявленный героизм и умелое командование эскадрильей удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 1 Октября 1910 года в селе Молодовое, ныне Шаблыкинского района Орловской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу и индустриальный техникум в городе Константиновка Донецкой области. В 1926 - 1931 годах работал забойщиком шахты № 1 в Горловке и кочегаром на химическом заводе в городе Константиновка, одновременно учился в индустриальном техникуме. После окончания техникума, в 1931 - 1933 годах, учился в Одесском индустриальном институте. В Октябре 1933 года по комсомольской путёвке поступил в 9-ю военную школу лётчиков в городе Харькове. После окончания школы с Сентября 1936 года служил старшим лётчиком и командиром звена в 21-й отдельной истребительной эскадрилье в Забайкалье.
С 23 Мая по 16 Сентября 1939 года помошник командиpа эскадpильи 22-го истребительного авиационного полка Лейтенант Н. В. Гpинёв участвовал в боях на реке Халхин - Гол. Совершил 157 боевых вылетов, пpовёл 25 воздушных боёв, сбил лично 4 и в гpуппе 6 вpажеских самолётов. Командуя pазведывательной эскадpильей, обнаpужил несколько аэpодpомов пpотивника и при штурмовке уничтожил на земле 4 самолёта. 17 Hоябpя 1939 года за проявленный героизм и умелое командование эскадрильей удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1940 - 1941 годах учился на курсах усовершенствования при Военно - Воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. С Апреля 1941 года командовал 273-м истребительным авиационным полком. С начала и до конца Великой Отечественной войны сражался на Калининском, Закавказском, Северо - Кавказском, Степном, Западном и 2-м Украинском фронтах, был командиром 518-го истребительного авиационного полка, а с Августа 1942 года по Октябрь 1945 глжа - старшим инспектором - лётчиком по технике пилотирования управления 5-й Воздушной армии. Ранен в 1942 году в районе Керчи.
К Маю 1945 года имел на своём счету 27 воздушных побед ( с учётом боёв в Монголии ). Hагpаждён оpденами Ленина, Кpасного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями. С 1945 года Подполковник в отставке. Умер 28 Апреля 1963 года в городе Сочи.
* * *
В Забайкалье Николай Гринёв попал сразу же после училища. Вначале служил старшим лётчиком, потом командиром звена. В полку его знали и ценили. Общительный, весёлый, прямой по характеру, он пользовался уважением лётчиков. С первых же дней, как только начались бои на Халкин - Голе, Гринёв летал всегда ведущим группы. На его счету было несколько одержанных побед. И совсем не случайно, когда во второй половине Июля 1939 года Военным советом 1-й армейской группы принималось решение о формировании отдельной разведывательной истребительной эскадрильи, он был назначен её командиром.
Эта первая в наших ВВС истребительно - разведывательная часть предназначалась для профессиональной воздушной разведки. До сих пор такую работу выполняли обычные самолёты - истребители и бомбардировщики, которые нередко становились лёгкой добычей японских истребителей.
В разведывательную эскадрилью Гринёва были отобраны лучшие лётчики из 3 полков. Комиссаром эскадрильи стал Лейтенант Арсений Ворожейкин - прекрасный лётчик, обладавший спокойным, уравновешенным характером.
Эскадрилья расположилась на полевом аэродроме в непосредственной близости от реки Халхин - Гол. Истребители И-16 разместились полукругом на расстоянии 100 - 200 метров друг от друга и находились в полной боевой готовности. Связь со штабом ВВС армейской группы была прямая и поддерживалась бесперебойно. Помимо выполнения чисто разведывательных задач эскадрилья использовалась также для перехвата вражеских самолётов и в качестве резерва командования.
Гринёв вместе с начальником штаба эскадрильи Капитаном Василием Борзяком разработали подробный план воздушной разведки. Весь район разведки ( 200 километров по фронту и 100 - в глубину ) был разделён на участки. Участки были закреплены за звеньями. Каждое звено должно было 2 - 3 раза в день просматривать с воздуха подопечную территорию. Под особым наблюдением находились железнодорожные станции Хайлар, Халун - Аршан, Хандагай и дороги, ведущие от них к фронту.
План был утверждён командованием и точно выполнялся. Лётчики добывали ценные сведения о передвижении японских войск, производстве инженерных работ, местах сосредоточения резервов и базирования японской авиации. О результатах разведки Гринёв дважды в сутки докладывал командованию ВВС армейской группы.
Лётчикам эскадрильи Гринёва часто приходилось выполнять задачи при сильном противодействии со стороны противника, вступать в схватки с японскими истребителями. Так было, например, 20 Августа - в первый день Халхингольской наступательной операции. До полудня эскадрилью держали в резерве, а затем подняли в воздух навстречу большой группе японских бомбардировщиков, приближавшихся к району боёв под прикрытием истребителей. Задача Гринёва и его лётчиков состояла в том, чтобы не допустить удара японских бомбардировщиков по наступавшим советско - монгольским войскам.
В плотном строю эскадрилья Гринёва шла навстречу колонне бомбардировщиков. Заметив опасность своим подопечным, японские истребители бросились наперерез нашим. Началась схватка. Замыкающее звено Лейтенанта Анатолия Комосы было отрезано. Сам Гринёв вырвался из карусели и продолжал на полной скорости сближение с бомбардировщиками. Вместе с ним шли комиссар эскадрильи Арсений Ворожейкин и лётчик Игнатий Шинкаренко.
Положение неожиданно осложнилось: со стороны солнца на наших лётчиков свалилась новая группа японских истребителей. Враг настигал сзади и справа, намереваясь расстрелять в упор ведущее звено. Надо было принимать какое - то решение. Однако Гринёв, пренебрегая смертельной опасностью, не сворачивал с курса и, форсируя мотор, в порыве отчаянной и непреклонной решимости мчался на колонну бомбардировщиков. Втянув голову в плечи, прячась за бронеспинку от потянувшейся к его машине пулемётной трассы, Гринёв врезался в строй бомбовозов. Последовала короткая очередь по головному бомбардировщику. В воздухе раздался сильный взрыв, на землю посыпались бомбы.
Строй колонны японских бомбардировщиков был нарушен. От яростных атак наших истребителей они взрывались один за другим. Оставшиеся, побросав бомбы куда попало, повернули обратно и бросились наутёк. Преследуя их, Гринёв и Ворожейкин вогнали в сопку ещё один СБ-96.
В одном из разведывательных полётов 23 Августа Гринёв обнаружил большую колонну автомашин с пехотой, двигавшуюся к фронту из Хайлара. Он немедленно доложил об этом командованию и получил приказ держать противника под постоянным наблюдением. К вечеру Гринёв вместе с комиссаром Ворожейкиным поднялся в воздух в 3-й раз и установил, что японские резервы сосредоточиваются восточнее Больших Песков. Командование выдвинуло на угрожаемый участок 80-й полк 57-й стрелковой дивизии и батальон 6-й танковой бригады. Утром следующего дня японцы перешли в наступление. Это были части 14-й пехотной бригады, переброшенные на Халхин - Гол из резерва Квантунской армии. Через 2 дня они были разгромлены.
После того как 24 Августа советско - монгольские войска замкнули кольцо вокруг халхингольской группировки противника, японское командование попыталось использовать транспортные самолёты в целях переброски окружённым частям боеприпасов и продовольствия. Первым это обнаружил Гринёв. Командование поставило перед ним задачу сорвать воздушные перевозки противника.
Задачу эскадрилья выполнила блестяще. В течение 25 и 26 Августа лётчиками эскадрильи было уничтожено несколько транспортных самолётов противника, один из них сжёг на земле Гринёв. После этого полёты японских транспортных самолётов прекратились.
Потеряв в воздушных боях большую часть своих новых самолётов, японское командование бросило в бой все самолёты, находившиеся в Маньчжурии, в том числе устаревших конструкций.
В начале Сентября эскадрилья Гринёва встретила около 20 тихоходных бипланов, похожих на наши Р-5, снятые с вооружения несколько лет назад. Это были машины фирмы "Де-Хевиленд", когда - то закупленные японцами у англичан. "Де-Хевиленды" пытались бомбить части 8-й монгольской кавалерийской дивизии, занимавшие оборону вдоль границы в районе высоты Хулат - Улайн - Обо. Все японские самолёты стали лёгкой добычей эскадрильи Гринёва.
Разведывательная эскадрилья Гринёва внесла значительный вклад в разгром японцев. В воздушных боях её лётчики уничтожили более 20 вражеских самолётов, не потеряв ни одного своего.
Сам Лейтенант Н. В. Гринёв за время боёв на Халхин - Голе совершил 157 боевых вылетов, провёл 46 воздушных боёв, сбил 4 японских самолёта лично и 6 - в группе с товарищами. Штурмовыми действиями на аэродромах он сжёг 4 вражеские машины.
Отвага и смелость Гринёва в бою опирались на трезвый расчёт, знание обстановки, техники, своих сил и возможностей. В сочетании с высоким воинским мастерством это приносило ему неизменный успех.
Богатый боевой опыт, полученный в небе Монголии, в полной мере был использован Гринёвым в годы Великой Отечественной войны. Сотни молодых лётчиков учились у него искусству побеждать врага.