Популярные личности

Гвидо Д'Ареццо

Специалист по теории музыки
На фото Гвидо Д'Ареццо
Категория:
Гражданство:
Италия
Читать новости про человека
Биография

Кто придумал нотную запись?

Невменная нотация, использовавшаяся для записи музыкальных композиций, имела целый ряд недостатков, сильно осложнявших жизнь средневековым певцам. Современная нотная запись во многих отношениях была призвана эти недостатки исправить; придумал её в 11-м веке итальянский монах Гвидо Аретинский.


Гвидо д'Ареццо, он же Гвидо Аретинский (Guido of Arezzo или Guido Aretinus, 991/992 – после 1033) – средневековый специалист по теории музыки. Считается изобретателем современной музыкальной нотной записи, пришедшей на смену классической невменной нотации. Также известен как автор второго по популярности средневекового трактата по музыке – 'Micrologus'.

Гвидо Аретинский был монахом бенедектинского ордена итальянского города-государства Ареццо. Согласно сравнительно свежим исследования, 'Micrologus' был написан либо в 1025-м, либо в 1026-м; Гвидо в записях своих утверждал, что трактат написал в 34 года, что позволяет примерно восстановить год его рождения – либо 991-й, либо 992-й.

Карьера д'Ареццо начиналась в аббатстве Помпоза (Pomposa), на побережье Адриатического моря (Adriatic Sea), близ Феррары (Ferrara). Занялся исследованием музыкальной теории Гвидо не в последнюю очередь из-за трудностей, которые певцы того времени испытывали при запоминании григорианских хоралов. Разработанный Гвидо метод позволял певцам запоминать хоралы заметно быстрее; со временем эта методика прославила Гвидо на всю северную часть Италию. Увы, со временем у д'Ареццо начались проблемы с другими монахами аббатства; урегулировать конфликт возможным не представлялось, так что монах счел за благо перебраться в Ареццо. Рядом с этим городом аббатства не было, но соборных певцов здесь имелось изрядно. Руководивший подготовкой певцов епископ Тедальд (Bishop Tedald) предложил Гвидо должность режиссера.

Во время работы в Ареццо Гвидо разработал новую технику подготовки музыкантов; она была основана на использовании нотной записи и запоминания по принципу сольфеджио, с повторением нот 'ут, ре, ми, фа, соль, ля'. Слоги эти Гвидо позаимствовал из широкого известного гимна Павела Диакона (Paulus Diaconus) 'Ut queant laxis'.

Гвидо Аретинскому также приписывается другая популярная в средние века мнемоническая схема – так называемая 'гвидонианская рука' (Guidonian hand). Мнемоническая схема эта была построена на использовании руки для пения 'с листа'; различным частям руки ставились в соответствие различные ноты. Гвидо действительно предлагал в своих работах нечто подобное, однако он разработал лишь сравнительно простую модель – и к сформировавшейся позже довольно-таки сложной схеме отношения, вероятнее всего, не имел.

'The Micrologus' Гвидо написал в Ареццо и посвятил своему благодетелю Тедальду. В книге этой содержалось довольно точное описание разработанных монахом образовательных и учебных техник. Трактат этот обрел необычайную популярность – по распространенности он уступал разве что трудам Боэция (Boethius). Позже трактат привлек внимание даже Папы Иоанна XIX (Pope John XIX); Гвидо был приглашен посетить Рим (Rome). На приглашение это монах ответил, судя по всему, в 1028-м; надолго в Вечном городе он не задержался – проблемы со здоровьем вынудили Гвидо вернуться в Ареццо. Примерно в это же время в своем письме 'Epistola de ignoto cantu' он описал мнемоническую систему сольфеджио-сольмизации.

О дальнейшей жизни Гвидо Аретинского известно мало; скончался он, судя по всему, уже после 1033 года.

Изобретения Гвидо Аретинского во многих отношениях определили лицо современной музыкальной теории; как следствие, имя Гвидо было увековечено в ряде музыкальных проектов. Так, именно в честь итальянского монаха была названа система записи музыки для компьютеров, GUIDO; имя Гвидо Аретинского носит также международный конкурс исполнителей полифонической музыки 'Concorso Polifónico Guido d'Arezzo'.



Поделиться: