Рубрук (Rubrouck, Roebroeck) Виллем (между 1215 и 1220-1293), фламандский путешественник, монах. Путешествовал по Монголии, Палестине, Кавказу и др.
Фламандец Гильоме Рубрук был францисканским монахом и путешественником по Азии. Автор книги "Путешествие в восточные страны". По поручению французского короля Людовика IX в 1253 - 1255 годах совершил путешествие с дипломатическими целями ко двору монгольского князя Мункэ в Каракоруме. Посольство был
о вызвано следующим обстоятельством: Людовик вел войну с арабами в Сирии, и в то время как он преследовал их в Сирии, монгольский хан Эркалтай напал на арабов со стороны Персии и таким образом оказал Людовику услугу. Кроме того, разнесся слух, будто хан принял христианство. Желая удостовериться в эт
ом и заручиться новым союзником в борьбе против мусульман, Людовик и решил отправить Рубрука в Монголию.
Это было самое значительное до Марко Поло путешествие европейца по внутренней Азии.
Весной 1252 года Рубрук и его спутники отправились из города Акка (Акра, Аккон) - порта в Северной Палест
ине (к северу от мыса Кармел) в Константинополь, где задержались до мая следующего года. С рекомендательными письмами от императора Балдуина II они переплыли Черное море и высадились в порту Салдайя (Судак) на южном берегу Крыма. Здесь монахи купили запряженную четырьмя волами крытую повозку и в мае
1253 года двинулись к низовьям Волги в ставку Батыя.
После двухмесячного путешествия Рубрук прибыл в лагерь хана Сартака, и тот согласился принять чужестранцев. Облачившись в церковные одеяния, разложив на подушке Библию, псалтырь, требник, распятие и кадило, с пением молитв они вошли в палатку
Сартака. Сартак с любопытством рассматривал монахов и их одеяние, но в переговоры с ними не вступил, предложив им отправиться к его отцу, хану Батыю. Однако и Батый не захотел вступить в переговоры с посланниками французского короля, а отослал их к великому хану Мункэ, жившему в Каракоруме.
Маршр
ут Рубрука примерно совпадал с маршрутом Карпини. 8 августа он пересек Этилию (Итиль, то есть Волгу) - третью из четырех великих рек, которые он называет в своем описании. Продолжая свой путь примерно на восток в течение 34 дней после перехода реки Урал, он прибыл в бассейн реки Сырдарьи, откуда пов
ернул на юго-восток. В течение семи дней Рубрук ехал горной дорогой, быть может, по северо-западным отрогам хребта Киргизского Алатау.
8 ноября он достиг долины реки Талас и города Кенчат, а на следующий день - другого поселения, ближе к горам. Вот что пишет об этом Рубрук: "Я спросил про горы и
узнал, что это было продолжение Кавказских гор, которые простираются по обе стороны Каспийского моря, с запада на восток. Тут также я узнал, что мы уже проехали вышеупомянутое море, в которое впадает Этилия".
Вслед за этим Рубрук и его спутники перешли горы и пошли "прекрасной равниной, имея по п
равую руку высокие горы, а по левую - море или озеро; чтобы объехать его кругом, нужно 15 дней". Это было озеро Балхаш. Далее Рубрук поехал, как до него Карпини, мимо озера Ала-Куль и через Монголию ко двору великого хана, куда и прибыл 26 декабря. Отсюда вместе со всем двором Рубрук переехал в стол
ицу Каракорум. Этот город, по словам Рубрука, был обнесен земляными стенами, с воротами на каждой из четырех сторон. Дворец великого хана Мункэ, две мусульманские мечети и один христианский храм составляли главные здания города.
Великого хана в это время не было в столице, и Рубрук вместе со свои
ми спутниками должен был отправиться в резиденцию, находившуюся в северной части страны, по ту сторону гор. Во время церемонии представления хану, они из-за сильного мороза отморозили себе пальцы на ногах, потому что шли босые, следуя правилу францисканских монахов. Когда вошли к Мункэ - увидели пер
ед собой "курносого человека среднего роста, лежащего на большом диване; на нем была меховая одежда, блестящая, как шкура тюленя". Вокруг Мункэ-хана сидели на шестах соколы и другие птицы. Послам французского короля были предложены разные напитки: арак, кумыс и мед. Но послы воздержались от питья; с
ам же хан вскоре охмелел, и аудиенция должна была прекратиться.
Рубрук провел несколько недель при дворе Мункэ-хана, встретил много немецких и французских пленников, которых заставляли выделывать оружие, домашнюю утварь. После нескольких аудиенций у великого хана Рубрук получил позволение вернуть
ся в Каракорум и там переждать зиму.
Монгольская столица не произвела на него впечатления, за исключением двора великого хана. Поразило монаха другое - наличие, кроме языческих, буддийских храмов, двух мечетей и одной христианской (несторианской) церкви - доказательство непонятной для средневеков
ых католиков веротерпимости монголов.
Мункэ передал послу письмо французскому королю. Он называл себя в этом письме владыкой мира и требовал от французов присяги на верность, если они хотят жить с ним в мире.
6 июня 1254 года Рубрук покинул монгольскую столицу и поехал обратно той же дорогой,
но, достигнув города Астрахани, расположенного близ устья Волги, на этот раз направился к югу и через Дербент, Нахичевань, Эрзерум и Малую Азию достиг порта Акка на берегу Средиземного моря. В августе 1255 года он вернулся в свой монастырь.
Миссия в Каракорум принесла важные географические сведен
ия. Если в свое время Геродот правильно описывал Каспий как внутреннее озеро, то последующие писатели отклонились от этого. К эпохе Страбона Каспийское море превратилось в представлениях древних в залив океана. Птолемей исправил эту ошибку, но писатели средневековья вновь вернулись к прежнему заблуж
дению. Личное исследование Рубрука подтвердило правильность положения, высказанного Геродотом семнадцатью веками раньше.
Рубрук первым в европейской литературе указал на одну из основных черт рельефа Центральной Азии - наличие Центрально-азиатского нагорья. Основываясь на расспросных данных, опис
ал в общих чертах, ряд стран Центральной и Восточной Азии. В его труде содержатся сведения о маньчжурах, корейцах и некоторых народностях Северной Азии.
Так, описывая людей, живших за пределами юрисдикции ханского двора, Рубрук говорит, что "далее находится великая Катайя (Китай), жители которой,
как я полагаю, в древности назывались серами (seres), ибо от них прибывают самые лучшие шелковые ткани, называемые по латыни serici". Рубрук был первым человеком, высказавшим предположение, что Катайя (Китай) и Серес были двумя частями одного целого и указал, что Катай (Северный Китай) прилегает на
востоке к океану.
В дипломатическом отношении путешествие Рубрука не принесло никакой пользы. Христианская Европа не получила желанной помощи в борьбе против ислама. Однако это путешествие намного расширило знания о Центральной Азии. Рубрук оставил сообщение, составленное на латинском языке, кот