Популярные личности

Ги-Эрнст Дебор

Французский писатель, художник-авангардист, философ и режиссёр.
Категория:
Дата рождения:
1931-12-28
Место рождения:
Париж, Франция
Дата смерти:
1994-11-30
Место смерти:
Овернь, Франция
Гражданство:
Франция
Биография

Биография

Автор книги «Общество спектакля» (1967). Основатель и теоретик Ситуационистского интернационала (SI).


Ги Дебор был сыном Паулетты Росси и Маршаля Дебора — мелких французских буржуа. После Второй Мировой войны поступил в университет, но вскоре бросил учёбу и стал видным деятелем во французских экстремистских кругах. В разное время состоял в Леттристском интернационале и леворадикальной группе троцкис

тского толка «Социализм или варварство». Был организатором многих скандальных акций: в 1952 г. он сорвал пресс-конференцию Чарли Чаплина по случаю приезда того в Европу и разбросал листовки, где назвал актёра «мошенником чувств и шантажистом страданий».

В середине 50-х окончательно порвал с троцк

измом. В 1957 г. вместе со своей первой женой Мишель Бернштейн и художником Асгером Йорном решил организовать новое движение, которое бы вбирала в себя идеи синтеза сюрреализма и дадаизма (леттеризма) и антигосударственного марксизма. В том же году, в городе Коза д'Аросса был основан Ситуационистски

й интернационал (SI), в который вошли многие участники Леттристского интернационала, леворадикальные политики и художники. Ситуационистский интернационал оказался крайне непрочным — Ги Дебор часто изгонял оттуда «слишком эстетствующих», по его мнению, участников. В их числе был изгнан Ральф Рамни и

Мишель Бернштейн. Ги Дебор женился во второй раз на литературоведе Элис Беккер-Хо.

В 1967 году Ги Дебор издал свой фундаментальный труд «Общество спектакля», в котором подверг критике современный капитализм, усиление роли СМИ и индустрии развлечений в жизни современного общества, а также государс

твенный капитализм, проявивший себя в СССР и Китае. Его идеи получили широкий резонанс во время майской революции 1968 г.: многие ситуационистские лозунги взяли на вооружение и другие партии, однако Ги Дебор и другие ситуационисты слабо проявили себя во время этих событий. Впоследствии Ги Дебор напи

шет, что общество спектакля превратило восстание против себя в спектакль.

В 1972 Ги Дебор распустил Ситуационистский интернационал (на тот момент в нём состояло всего два человека) и удалился из политической жизни — снимал фильмы, писал новые книги и многочисленные комментарии к своему главному т

руду — «Обществу спектакля».

Последние годы жизни страдал тяжёлым алкоголизмом. 30 ноября 1994 г. покончил жизнь самоубийством, выстрелив в себя из револьвера.

Основные идеи и творчество

Ги Дебор является представителем левого ревиозинстского течения в марксизме. Основываясь на критике кап

итализма Маркса, Лукача и экзистенциалистов, выдвинул идею о том, что отчуждение в современном капитализме не ограничивается только отчуждением продукта труда: если раньше, приходя с трудовой смены, рабочий действительно отдыхал, общался с семьёй или занимался чтением, то теперь, как утверждает Ги Д

ебор, даже его свободное время не принадлежит ему, потому что он должен тратить его на потребление товарных фетишей или просмотр телепередач, рекламирующих данные фетиши. Постулируется вступление капитализма в фазу общества потребления: «Сфера обладания отсюда расширяется в той мере, в какой само эт

о обладание становится все более и более фиктивным.» Однако капитал на этом не останавливается: если раньше в его состав входили средства производства, денежные активы и другие «физические» блага, то теперь капитал поглощает в себя образы, рождаемые СМИ и информацию. Данная монополизация, согласно Г

и Дебору, окончательно лишает человека права свободного суждения. Свободное общение сменяется односторонним диктатом СМИ.

Ги Дебор разделяет два вида спектакля: распылённый, присущий странам капиталистического Запада, и концентрированный: проявивший себя в СССР, Китае и других странах. Разница ме

жду ними заключается в способах воздействия: концентрированный спектакль государственного капитализма отличает нетерпимость ко всякой, даже виртуальной — как в странах Запада — свободе слова, более сильным репрессивным аппаратом, однако в меньшей степени фетишизацией товарного производства. Перед см

ертью, в своих «Комментариях к Обществу Спектакля», Ги Дебор выдвинул идею о том, что крушение СССР и становление рыночной экономики приведёт к торжеству нового вида спектакля — интегрированного, который будет совмещать в себе диктат потребления и сильный репрессивный аппарат. Последователи Ги Дебор

а считают, что интегрированный спектакль реализовал себя в полной мере в США, после терактов 11 сентября.

Также Ги Дебор занимался критикой урбанизации и копирайта. В области распределения материальных и нематериальных благ он отстаивал идеи потлача и плагиата. Язык его философских трудов крайне

труден для понимания, что объясняется пристрастием Ги Дебора к стилю философского письма Гегелю.

Ги Дебор снял несколько авангардистских фильмов. Большинство из них состояли из коротких диалогов, разделённых 15-минутными паузами, во время которых зрителю демонстрировался белый экран. По замыслу а



Поделиться: