Гесиод; Hesiodos, из Аскры в Беотии, ок 700 г. до н. э., греческий поэт. Второй после Гомера великий эпический поэт архаического периода, первая достоверно известная личность в греческой литературе.
Источником сведений о Г. являются его собственные высказывания в поэмах. Отец Г. был купцом в Киме в Малой Азии. Однако он забросил свое занятие и переехал в Грецию, где купил участок земли в беотийской деревне Аскра. Когда он умер, имение поделили между собой его сыновья Г. и Перс. Недовольный дос
тавшейся ему частью, брат Г. втянул его в долгий и дорогостоящий судебный процесс за новый раздел имущества. Г. хотел отговорить брата от процесса и склонить его к честному труду; с этой целью он написал адресованный Персу эпос Труды и дни (Erga kai hemerai). Всю жизнь Г. провел в родной деревне, тр
удясь на пашне и выступая перед народом как поэт. Упоминают, однако, о его путешествии в Халкиду на Эвбее, где на поэтическом состязании он получил в награду бронзовый треножник, который пожертвовал Музам Геликона. Умер в Аскре. Был похоронен на агоре в беотийском городе Орхомены. - Г. был первым и,
вероятно, единственным греческим поэтом-земледельцем. Однако он не был ни самоучкой, ни самородным талантом. Он пользовался дактилическим гекзаметром, писал на гомеровском диалекте, его поэтическая техника была заимствована у бродячих рапсодов, которые, возможно, и научили его поэтическому мастерст
ву.
Сам Г. в начале своей Теогонии рассказывает, что однажды, когда он пас овец на склонах Геликона, он узрел сходящих к нему Муз, которые вручили ему лавровую ветвь и объявили его поэтом, чтобы он пел о том, что было, и о том, что будет. О себе Музы поведали, что они говорят много лжи, похожей
на правду, он если захотят, то могут открыть истину. Это можно толковать как критику героического эпоса, содержащего прекрасный вымысел, и главную заповедь нового дидактического эпоса, который должен возглашать истину. Здесь стоит добавить, что эта встреча Г. с Музами стала образцом для всех повеств
ований о поэтических посвящениях. Г. создал дидактический эпос и его разновидность - эпос генеалогический. Первым по времени произведением Г. считается Теогония (Theogonia), своеобразная "родословная богов", в которой Г. попытался собрать воедино и упорядочить все греческие представления о сотворени
и мира, богах и героях. При этом, как мы сегодня знаем, он перенял многое из мифологии Ближнего Востока, особенно миф о смене управляющих миром богов (у Г.: Уран - Крон - Зевс).
Однако он придал этому мифу иной вид, описав, как с самого начала все ведет к владычеству Зевса, которое поэт отождест
вляет с окончательным установлением космического порядка. Развернутое вступление к Теогонии (ст. 1-116) складывается из трех частей, предваряемых обращениями к Музам. Именно в этом вступлении находится рассказ о призвании Г. к поэтическому творчеству. Центральная часть Теогонии (ст. 117-964) - это п
овествование о сотворении мира из Хаоса (Хаос для Г. означает просто огромную бездну), из которого сначала родились Гея (Земля), Уран (Небо), Тартар (Подземный мир), одновременно стихии и божественные существа, а также Эрос, движущая сила всякого развития и размножения. От союза Урана и Гея родилось
многочисленное поколение титанов, среди них Крон и Рея. Старое и новое поколения вступили в кровавую борьбу, которая повторилась в последующем поколении между Кроном и его сыном Зевсом. В результате этой борьбы Зевс лишил титанов власти и сам вместе с братьями принял владычество над миром. Господст
во Зевса было мудрым и справедливым. Впоследствии Зевс стал отцом богов и людей. У Г. боги утратили беспечность и веселость гомеровских богов, стали нравственными силами, суровыми стражами порядка и справедливости, рожденными Зевсом. Остальные стихи Теогонии, вероятно, написаны рапсодами в более поз
днее время и содержат так называемые Эои (Eoie) (Перечень невест, которых разные боги сделали родоначальницами великих родов).
Название происходит от формулы, начинающей повествование о каждой героине: E hoie (А еще была...). Эои пользовались большой популярностью и считались целиком творением Г
., хотя и включают не гесиодовы отрывки, добавленные позднее с целью доказать священное происхождение различных аристократических родов. Таким неаутентичным "эоем" является, например, Щит Геракла (Aspis), рассказывающий в 480 стихах о любви Зевса к Алкмене и о борьбе его сына Геракла с Кикном. От це
лых эоев сохранились лишь небольшие отрывки, тем не менее уже опубликованы новые фрагменты из папирусов. Труды и дни - дидактический эпос, адресованный Персу. Его свободная цепная композиция полностью отлична от стройной композиции гомеровских поэм. Изменяется и позиция автора-рассказчика: автор Или
ады и Одиссеи полностью скрыт за воспеваемыми им событиями и навсегда остается для нас неуловимым образом, в то время как Г. выступает в своей поэме как человек-повествователь, который рассказывает сам о себе и стремится донести до других людей, а прежде всего до своего брата, собственные взгляды. П
роизведение Г. должно было убедить Перса, что для того, чтобы поправить свое материальное положение ему нужно вступить на путь честного труда на родной земле, а не вести процесс и давать взятки судейским. Этой цели служит картина мира, управляемого Зевсом, справедливым и мудрым владыкой.
С этой
точки зрения Г. определяет место человека. Обязанностью которого является добросовестный труд. Все эпизоды на первый взгляд беспорядочной поэмы Г. подчинены ее главной дидактической функции: проэмий (вступление), адресованный Зевсу, стражу справедливости, повесть о двух богинях Эрис (спора, борьбы),
одной -благосклонной, призывающей людей с состязанию, и другой - злобной, склоняющей к распрям; далее - миф о Прометее и ящике Пандоры, объясняющий причины нынешнего состояния вещей, и наконец, повесть о 5 эпохах человечества, исполненная глубокого пессимизма. О неправедных царях-судьях написана пе
рвая в европейской литературе басня о животных (ястреб и соловей). Она иллюстрирует жестокую власть могущественных над талантливым, но слабым поэтом, но также является предостережением: над неправедными судьями довлеет справедливость Зевса, который наказывает злых и дарит благосклонностью честных. В
этом мрачном, полном насланных богами бед мире честный человек должен стремиться к добродетели, совершенству, которые находят свое выражение в труде земледельца, который приносит ему счастье. Кто долго и честно трудится, тот может добыть себе средства к существованию, не будучи обузой для общества,
нищим, над которым все насмехаются, и пользуясь уважением людей и покровительством богов. Не труд позорит человека, но бездеятельность.
Таков ведущий принцип Г., названный в более поздние времена нравственным императивом труда. Эти поучения дополняет календарь земледельческих работ. Основываясь
на собственном опыте, Г. перечисляет работы, устанавливая их порядок и время, когда их надо производить. Эта часть поэмы, рисующая нам образ заботливого земледельца на лоне природы, обладает высокими поэтическими достоинствами. Здесь чувствуется мощная связь с землей, природой и ритмами ее жизни. И
нтересны описания примитивных сельскохозяйственных орудий и способов их использования. Картина деревенской жизни представляется правдивой и пластичной, зато замечания о навигации, которые следуют за календарем, более схематичны и дышат крестьянской неприязнью к морю. В конце поэмы находится список с
частливых и несчастливых дней, еще в древности признанный позднейшей вставкой. Наставления Г. типичны для крестьянина из Беотии, которая в то время была одной из самых отсталых областей Греции. Власть принадлежала родовой аристократии. Деревня была перенаселена, земельные участки подвергались все бо
льшему дроблению, поскольку Беотия не участвовала в колонизации, которая на какое-то время разрешила данную проблему. Отсюда идет характерный пессимизм Г., который видел в истории не прогресс.
Но постепенный упадок (повесть о пяти веках). Г. приписывали также произведение под названием Завещание
Хирона (Cheironos hypotekai; фр.), являвшееся сборником моральных заповедей, произносимых кентавром Хироном, воспитателем Ахилла. Древние ставили Г. рядом с Гомером и считали обоих поэтов учителями эллинов, Геродот сказал, что Гомер и Г. сотворили для греков их богов. Дополнительный свет на оценку
Г. проливает произведение Состязание Гомера и Гесиода (Agon Homeru kai Hesiodu), чаще цитируемое под латинским заглавием Certamen. Вариант, сохранившийся в рукописях, относится, правда, ко II в. н. э., папирусный фрагмент III в. до н. э. доказывает, что история эта была известна еще в начале эллинис
тической эпохи, некоторые же исследователи считают, что она родилась еще в классическую эпоху. Согласно Состязанию, Гомер и Гесиод встретились в Халкиде на Эвбее на состязании в честь павшего в так называемой лелатинской войне Амфидема (Г. действительно принимал участие в этих состязаниях, как он са
м рассказывает об этом в Трудах и днях). Каждый из поэтов читал то, что полагал прекраснейшим из своих творений.
Брат умершего Амфидема Панид присудил награду Г. за описание труда земледельца, говоря, что поощрения заслуживает тот, кого влечет труд, а не тот, кто восхваляет войну и резню. Аристо
кратическая общественность, однако, высказалась за Гомера, который представил боевую сцену из Илиады. Они подвергли критике мнение брата Амфидема, и отсюда выражение "голос Панида" стало означать глупое решение. В Спарте тоже считали Г. поэтом, который хорош лишь для илотов. Вопреки этим отдельным н
еблагоприятным суждениям, Г. был популярен в веках, а его цитаты мы находим у самых выдающихся греческих поэтов. Цепную композицию поэм Г. унаследовали александрийские поэты (Каллимах), на него ориентировались и авторы дидактических поэм, как например, Арат, Никандр из Колофона, Вергилий. В новейшее