Популярные личности

Гертруда Гроб-Прандль

Австрийская оперная певица, вагнеровское сопрано.
На фото Гертруда Гроб-Прандль
Категория:
Дата рождения:
1917-11-11
Место рождения:
Вена, Австрия
Дата смерти:
1995-05-16
Место смерти:
Вена, Австрия
Гражданство:
Австрия
Читать новости про человека
Биография

Биография

В январе 1944-го Гроб-Прандль перешла в Венскую государственную оперу (Vienna Staatsoper), где проработала еще почти 30 лет, хотя с 1945 по 1947 год она была ведущим драматическим сопрано в Цюрихе (Zürich).


Считалось, что она, входя в группу мощнейших героических сопрано, обладала вокалом самой большой силы среди вагнеровских исполнительниц своего поколения, превосходя даже Биргит Нильсон (Birgit Nilsson), Кирстен Флагстад (Kirsten Flagstad) и более молодую Гвинет Джонс (Gwyneth Jones). Шведское меццо-сопрано Астрид Варнай (Astrid Varnay) рассказывала, что когда Гроб-Прандль пела Турандот (Turandot), в буквальном смысле слова дрожали стены. Существует анекдот, рассказывающий, что однажды спектакль прервали пожарные, поскольку люди за стенами театра перепутали голос главной героини с пожарной сиреной.

Слава, которой ей удалось достичь в Италии (Italy), затмевала ту популярность, которой Гроб-Прандль наслаждалась в родной Австрии (Austria). Ее голос отличался не только огромной мощью, но обладал, к тому же, удивительной чистотой и гибкостью, и певица управляла им как безупречно послушным инструментом без какого-либо налета громоздкости. В отличие от большинства других вагнеровских исполнителей, певица с легкостью исполняла произведения других композиторов и иных эпох. И если ради изящных пассажей моцартовских партий Гроб-Прандль приходилось потрудиться, то драматические ее роли были спеты не только с силой, но и с редким лиризмом.

Будущая звезда оперной сцены родилась в Вене (Vienna) 11 ноября 1917 года и училась в Венской консерватории (Vienna Conservatory). Поначалу она намеревалась (по настоянию отца) стать преподавателем игры на фортепиано, но любительское исполнение Девятой симфонии Бетховена (Beethoven) повлекло за собой прослушивание для хора, и когда учителя услышали и оценили масштаб ее вокала, Гертруду сразу же направили в класс пения.

Еще до окончания четырехлетнего курса академического обучения она подписала контракт с Венской народной оперой (Vienna Volksoper). Гертруда дебютировала на сцене Фольксопер с ролью Сантуццы (Santuzza) в 'Сельской чести' (Cavalleria rusticana) в 1939 году и погрузилась в драматический репертуар, исполняя партии Леоноры (Leonore), Элизабет (Elisabeth), Турандот и Ариадны (Ariadne) Штрауса (Richard Strauss). Кроме того, она владела обширным репертуаром итальянских ролей, исполняя их на немецком языке. Увы, долгожданное участие в постановке 'Елены Египетской' (Die Ägyptische Helena) Рихарда Штрауса под управлением самого композитора не состоялось из-за войны в Европе (Europe).

В январе 1944-го Гроб-Прандль перешла в Ве

нскую государственную оперу (Vienna Staatsoper), где проработала еще почти 30 лет, хотя с 1945 по 1947 год она была ведущим драматическим сопрано в Цюрихе (Zürich).

Во время войны Венская опера была уничтожена бомбардировками союзников, превративших в пыль множество костюмов и декораций, и восстановлена только в 1955 году. В это время Гроб-Прандль выступила в 35 спектаклях оперетты 'Летучая мышь' (Die fledermaus) с партией Розалинды (Rosalinde) – роскошь, по ее собственным словам, недоступная ей ни до описанных событий, ни после.

В 1949 году она выступила на Зальцбургском фестивале (Salzburg festival). Свою первую Брунгильду (Brünnhilde) в 'Валькирии' (Walküre) она спела в 1949-м под управлением Клеменса Крауса (Clemens Krauss). С дирижером Рудольфом Моральтом (Rudolf Moralt) Гроб-Прандль взялась за Брунгильду в 'Зигфриде' (Siegfried) и 'Гибели богов' (Götterdämmerung). Партию Изольды (Isolde) она добавила к своему репертуару в Венской государственной опере, незадолго до гастролей в Брюсселе (Brussels). Огромный успех привел к тому, что по возвращении Гертруда Гроб-Прандль получила почетное звание каммерзенгерин (Kammersängerin).

В Италии певице понравилась работа с Виктором де Сабата (Victor de Sabata), чью трактовку 'Тристана и Изольды' (Tristan und Isolde) она нашла изящной и поэтической.

В 1951-м Гроб-Прандль пела в Ковент-Гардене (Covent Garden) партию Турандот на английском языке. Кстати, именно мастерское исполнение Турандот подарило певице сердца итальянской аудитории, оценившей пламенные верхние ноты.

Байройт (Bayreuth) ускользал от нее, так же как и Америка (America), за исключением сезона 1953 года в Сан-Франциско (San Francisco), когда она спела Брунгильду в 'Валькирии', Изольду и Амелию (Amelia). В Штатах в то время царила Биргит Нильсон, поэтому Гроб-Прандль больше не приглашали. Помимо регулярных выступлений в Италии и гастролей время от времени в других европейских театрах, Гроб-Прандль, основном, выступала в родной Вене.

Она покинула сцену в 1972 году, когда ее голос был еще в абсолютно идеальном состоянии.

Гертруда Гроб-Прандль умерла 16 мая 1995 года в Вене. После нее остался ряд записей – Донна Анна (Donna Anna) в 'Дон Жуане' (Don Giovanni), Первая дама (First Lady) в 'Волшебной флейте' (Die Zauberflöte), Брунгильда, Изольда, Турандот, Электра (Elektra) Штрауса и Электра в 'Идоменее' (Idomeneo)



Поделиться: