По-настоящему хорошей музыке, как хорошему коньяку, необходима многолетняя выдержка, чтобы она заиграла, заискрилась гранями всех своих измерений, заблистала всеми оттенками мелодий, нюансов и гармоний. Как и наилучший коньяк, наилучшая музыка определяется по производной - чем дольше ее потребляешь, тем больше она нравится. Это относится не только к классической музыке Баха и Моцарта, но и к современной музыке, корнями уходящей в джаз и рок. Прежде всего, это относится к музыке Майлза Дэвиса, но ее время пока еще не настало - настолько она широка и глубока, и так далеко она опередила наше время. Это относится и к творчеству Хэрби Хэнкока. Однако благодаря непрестанным усилиям самого музыканта мы имеем возможность почти в полной мере оценить все достоинства его музыки уже сегодня.
В творчестве Хэнкока каждый смог найти для себя что-нибудь понятное и приятное. Наступало время мудрой простоты. Спадало невероятное напряжение общественного безумия, вызванное закулисной подготовкой в нашей стране к развязыванию третьей мировой войны, когда каждый точно знал, где лежит его персонально подогнанный индивидуальный комплект из противогаза, униформы и сапог, и что надо делать при первом ядерном ударе. Хотелось чего-нибудь свободного, одновременно и легкого и вечного, как порхание бабочки или солнечный свет. И все это было, оно жило в игре мелодий и гармоний, порхало и струилось в музыке Хэрби Хэнкока - Butterfly, Sunlight... Но главным достоинством оказались простота и прозрачность языка его музыки, доступность и достаточность музыкальных иероглифов. Ранее, с 1975 года, когда лекции читались неформально, то есть практически нелегально, вводный курс начинался с изучения музыки группы King Crimson, позднее, с осени 1979 года - Майка Олдфилда. С 1988 по 1991 год, когда лекции проводились прямо в университете, курс лекций о современной музыке начинался с 9-12 лекций о Хэрби Хэнкоке - три лекции переносились иногда в цикл лекций о музыке Майлза Дэвиса. Творчество Хэнкока позволяло проследить шаг за шагом путь человека.
Прежде всего, этому способствовали его открытость в многочисленных интервью для музыкальных журналов, редкий талант рассказчика, искренне желающего помочь своим слушателям правильно услышать его музыку. Не только выдающийся композитор джаза и современной музыки, но и виртуоз клавишных инструментов, Хэрби Хэнкок никогда не создавал свои произведения с целью продемонстрировать свою экстраординарную технику. Он всегда и прежде всего хотел донести до слушателей свои мысли о музыке и свое видение мира. Вне зависимости от используемого музыкального стиля все его произведения отличаются стройной концепцией, ясным изложением, красивыми и запоминающимися мелодиями, свежими гармониями, доступным и стандартным языком музыки.
Его сингл "Watermelon Man" в 1962 году впервые в истории джаза попал на вершину поп - и рок-хитов. Его альбом "Maiden Voyage" является первым концептуально и гармонически завершенным произведением прогрессивного джаз-рока, сыгранным, правда, на акустических инструментах - ведь хороших электрических в 1965 году в джазе еще не было. Созданный им новый музыкальный язык "водяных" и "детских" иероглифов лег в основу многих концептуальных произведений прогрессивного рока. Такими "иероглифами" пользовались The Beatles, Jimi Hendrix, Moody Blues, Van der Graaf Generator, King Crimson, Yes, Mike Oldfield... Такими иероглифами, таким музыкальным языком пользовался сам Майлз Дэвис в лучших своих работах. И потому его альбом "Bitches Brew" - это единственный джазовый альбом, вошедший в американскую сотню лучших альбомов рока.
Как инструменталист Хэнкок до сих пор входит в четверку лучших акустических пианистов современного джаза, вместе с Маккоем Тайнером, Китом Джарреттом и Чиком Корией. Его работы в группе Майлза Дэвиса, возможно, навсегда останутся недосягаемым образцом фортепианного инструментализма в акустическом джазе. Историю развития техники джазового рояля завершает концепция многомерной гармонии, практически примененная Хэнкоком в 1968 году на своем альбоме "Speak Like a Child". Но все же всемирную славу и деньги ему принесли синтезаторы. В своих работах на фирме Warner Bros. с молодыми музыкантами своей собственной группы Хэрби Хэнкок впервые в истории джаза применил современные синтезаторы.
Он впервые доказал возможность использования в коллективном творчестве музыкантов метода ESP без непосредственного участия Майлза Дэвиса или других магических гениев джаза. Он перенял у Майлза Дэвиса способность находить в навозной куче исполнителей современной и популярной музыки истинные жемчужины, такие, например, как рукастый бас-гитарист Жако Пасториус и один из лучших трубачей Уинтон Марсалис, и доводить непрестанной шлифовкой их мастерство и талант до настоящего бриллиантового блеска.
Хэнкок обладал способностью видеть свободно, мыслить и творить нестандартно, но всегда понятно, с использованием красивых мелодий и изысканных гармоний. Это доказала широкой публике его прекрасная музыка к кинофильмам различных жанров, в том числе из разряда "тихого" авангарда - "Blow Up", "Death Wish" и "Round Midnight". Его альбомы в стилях джаз-рок, электро-фанк, хип-хоп и хард-фанк, выходившие немыслимыми для джаза тиражами, привлекли внимание многих любителей поп - и рок-музыки к более сложным произведениям современного джаза и расширили круг продвинутых слушателей современной музыки.
Вот уже сорок лет Хэрби Хэнкок дарит нам свою музыку, сохраняя удивительную способность видеть мир по-детски непосредственно, широко открытыми глазами души, и рассказывать об увиденном легко и просто с помощью своих волшебных рук. И для нас сегодня сама жизнь его является ярким свидетельством того, как много может достичь совершенный Человек, нашедший свой Путь к Истине и Свободе.