Принято считать, что особенность манеры Нейгауза – в сочетании особенностей русской пианистической школы с чертами европейского и даже непосредственно «венского» виртуозного мастерства, воспринятого от Годовского: направленность на общение со слушателем, гармоничность трактовок, прозрачность звучания.
Родился в Елизаветграде (ныне Кировоград, Украина) 31 марта (12 апреля) 1888 в семье музыкантов (брат матери – пианист и дирижер Ф.М.Блуменфельд, двоюродный брат Нейгауза – польский композитор К.Шимановский). Первоначальное музыкальное образование получил в семье, с юности давал концерты за рубежом.
В 1912–1914 занимался у прославленного виртуоза Л.Годовского в Школе высшего мастерства при венской Академии музыки), в 1915 экстерном окончил Петроградскую консерваторию. С этого же времени начал педагогическую деятельность: в 1916–1918 преподавал в Музыкальном училище Императорского русского музы
кального общества в Тбилиси, в 1918–1922 – в Киевской консерватории. С 1922 до конца жизни – профессор Московской консерватории (в 1935–1937 директор). В стенах консерватории создал крупнейшую пианистическую школу, из которой вышло несколько поколений замечательных исполнителей (в их числе С.Т.Рихте
р, Э.Г.Гилельс, Я.И.Зак, А.А.Наседкин) и педагогов (В.В.Горностаева, Л.Н.Наумов и др.). Важное педагогическое значение имела и книга Нейгауза Об искусстве фортепьянной игры (1958).
В обширном репертуаре пианиста центральное место занимал Шопен (пианист сделал редакции многих его произведений), а т
акже Бетховен, Шуман, Лист, Брамс, Скрябин; играл он и современную музыку. Принято считать, что особенность манеры Нейгауза – в сочетании особенностей русской пианистической школы с чертами европейского и даже непосредственно «венского» виртуозного мастерства, воспринятого от Годовского: направленно