Популярные личности

Гаврил Гуськов

Летчик истребитель
На фото Гаврил Гуськов
Категория:
Место рождения:
с. Шахово, Орловская область, Россия
Дата смерти:
1943-07-17
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Гвардии младший лейтенант Г. Г. Гуськов произвёл 105 боевых вылетов. В 35 воздушных боях сбил 10 самолётов противника. 24 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.


Родился в 1923 году в деревне Шахово, ныне Урицкого района Орловской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов и аэроклуб. Работал счетоводом в Малоярославсяком мехлесопункте Калужской области. С Апреля 1941 года в Красной Армии, в этом же году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С Ноября 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Апрелю 1943 года командир звена 65-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт ) Гвардии младший лейтенант Г. Г. Гуськов произвёл 105 боевых вылетов. В 35 воздушных боях сбил 10 самолётов противника. 24 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

17 Июля 1943 года погиб в воздушном бою. Всего выполнил 140 боевых вылетов. Проведя 45 воздушных боёв, сбил 17 самолётов противника.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Похоронен в посёлке городского типа Нарышкино Урицкого района Орловской области. Его именем названы улица в Нарышкино. Навечно зачислен в списки воинской части.

* * *

Гавриил Гуськов рос в крестьянской семье. Окончил 7 классов и аэроклуб. Весной 1941 года добровольно вступил в Красную Армию, стал курсантом Качинской военной авиационной школы. После выпуска летом 1942 года и короткой переподготовки в запасном авиаполку молодой лётчик Гуськов осенью прибыл в 875-й истребительный авиационный полк, сражавшийся на Калининском фронте.

Полк, в котором служил Гуськов, имел в своём составе много молодых необстрелянных лётчиков. Оберегая неопытную молодёжь, командование не спешило выпускать её на боевые задания. Поэтому Гуськову, как и другим молодым лётчикам, первое время приходилось осваивать материальную часть и технику пилотирования самолёта Як-1, учиться метко стрелять, отрабатывать воздушные бои на вертикалях, маневрировать в боевых порядках эскадрильи и полка, взлетать и садиться в составе эскадрильи.

Терпеливо училась молодёжь у опытных боевых лётчиков - командиров эскадрилий, их заместителей и командиров звеньев искусству побеждать врага. И это вскоре окупилось сторицей. Уже на Калининском фронте Гуськов дрался умело и мужественно.

6 Марта 1943 года лётчики 875-го ИАП провели успешный воздушный бой. Шестёрка Як-7Б, ведомая лейтенантом В. В. Скоруком, вылетела на сопровождение штурмовиков, наносивших удар по войскам противника восточнее реки Ловать. "Илы" шли двумя звеньями с уступом вправо. Истребители сопровождения попарно расположились на флангах строя, а одна пара шла сзади и чуть выше. Через 10 - 12 минут полёта лётчики заметили впереди чёрные шапки разрывов зенитных снарядов. Это значило, что группа подходила к цели. Искусно маневрируя, "Илы" обрушили на заданный объект свой бомбовый груз. Истребители зорко следили за воздухом, стараясь как можно раньше обнаружить истребителей противника, в появлении которых сомнений не было.

В момент отхода штурмовиков от цели появились 6 Ме-109G и 2 FW-190. Хотя "Илы" уже уходили, без прикрытия их оставлять было всё равно нельзя. Лейтенант Скорук принял решение частью сил атаковать и связать боем вражеские истребители. По его команде первым вступил в бой с фашистами старший сержант Г. Г. Гуськов в паре с сержантом А. И. Поповым. Два Ме-109, отделившись от группы, одновременно атаковали Гуськова справа. Но старший сержант перехитрил врага - он резко убрал газ, и немцы проскочили мимо. Затем пилот круто развернул самолёт на 180° и зашёл "Мессеру" следующей пары в хвост. С дистанции 50 метроы дал по нему очередь из всех своих огневых точек. Фашист, распустив шлейф темного дыма, камнем свалился вниз.

Второй "Мессер" со снижением стал уходить. Гуськов бросился было его преследовать, но вовремя оглянулся назад и заметил, что третий Ме-109 заходит ему в хвост. Гуськов мгновенно оценил обстановку, резко развернулся на обратный курс и пошёл в лобовую атаку. Ведя встречный огонь, противники проскочили мимо друг друга и стали в левый вираж, стараясь зайти один другому в хвост.

Сержант Попов зорко следил за своим командиром. До сих пор

он не вмешивался в бой, видя, что командир в помощи не нуждается. Но тут наступила минута, когда во время виража "Мессер" подставил ему свой живот. Сержант Попов длинной очередью расстрелял фашиста.

Ведущий второй пары старшина М. С. Ворожейкин, потеряв своего ведомого, дрался один с 3 "Мессерами" и 2 из них сбил. По одному фашистскому истребителю уничтожили сержант А. Г. Кулиев и ведущий группы лейтенант Скорук. Всего было уничтожено 6 из 8 самолётов противника. Ни штурмовики, ни группа истребителей потерь не имели.

24 Мая 1943 года в центральных газетах был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении одному из лучших лётчиков 65-го Гвардейского полка Гвардии младшему лейтенанту Гаврилу Гавриловичу Гуськову звания Героя Советского Союза. Эту весть с радостью встретил не только личный состав его полка, но и все авиаторы 4-й Гвардейской истребительной авиадивизии, так как героизм и отвага, проявленные Гуськовым в боях, были известны далеко за пределами полка. Он одержал свою первую победу З Января 1943 года в районе Великих Лук, где в воздушном бою сбил истребитель Ме-109. А к концу Марта 1943 года он имел на своём счету уже 11 лично сбитых самолётов врага. Теперь отважному лётчику предстояло участвовать в боях за освобождение родных мест - города Орёл и Орловской области.

В конце Мая 1943 года, перед Курской битвой, 65-й Гвардейский ИАП перебазировался на аэродром в полосе Брянского фронта, где получил задачу прикрывать войска правого крыла Центрального фронта, а с 12 Июля участвовал в наступлении Брянского фронта на Орловском направлении.

В первый же день контрнаступления наших войск на Курской дуге снова отличился командир звена Гавриил Гуськов. Ведомая им группа вступила в бой с превосходящим воздушным противником над переправами на Оке. Мгновенной атакой Гвардии лейтенант разбил строй вражеских бомбардировщиков, один из них сбил сам.

Спустя 3 дня Гуськов за 2 вылета уничтожил ещё 3 фашистских истребителя FW-190. Сражаясь в родном небе Орловщины, Гуськов успел уничтожить 5 самолётов врага.

Наступлению советских войск на Орловском направлении содействовали и наши истребители, непрерывно патрулировавшие в воздухе. Они надёжно прикрывали боевые порядки частей и соединений от ударов вражеской авиации и наносили бомбардировщикам противника значительные потери. В один из дней, группа из 6 истребителей под командованием Героя Советского Союза Гвардии майора В. Н. Кубарева получила задачу прикрыть переправу наших войск через реку Ока. На 28-й минуте патрулирования появились 4 Ju-88 под прикрытием 8 FW-190, которые направлялись к переправе. Это были разведчики. За ними шли 27 бомбардировщиков Ju-88 и 20 истребителей FW-190. Воспользовавшись благоприятной погодой советские истребители внезапно атаковали вражеские самолёты и сбили 4 "Юнкерса" и 2 "Фоккера". При этом особенно отличились Герой Советского Союза Гвардии лейтенант Г. Гуськов и старший лейтенант Килоберидзе, которые сбили по 2 фашистских самолёта.

Тяжёлым для Гвардейцев выдался день 17 Июля. Во второй половине дня четвёрку истребителей под командованием Гуськова, прикрывавшую наземные войска, атаковали 12 "Фоккеров". Спустя несколько минут к фашистам подошло подкрепление. Теперь 4 советских истребителя сражались против 30 вражеских самолётов, эшелонированных по высоте. Отчаянно дралась четвёрка Гуськова. Лётчикам в такой обстановке оставалось одно - драться до полной выработки горючего и израсходования боеприпасов. Победа или смерть ! Так и окончился этот тяжёлый бой. Смертью храбрых вместе с командиром погибли комсомольцы лётчики В. Г. Пономарёв, С. С. Альбинович, парторг эскадрильи А. В. Лебедева.

...Спустя 20 лет у деревни Бетово Волховского района Орловской области на глубине 4 метров были найдены обломки самолёта. По орденам лётчика было установлено, что они принадлежали Гавриилу Гавриловичу Гуськову. Его останки с воинскими почестями захоронены в посёлке городского типа Нарышкино Урицкого района Орловской области. На могиле героя воздвигнут памятник: в шлемофоне навстречу ветру устремлён лётчик... Его имя носят улица в Нарышкино. Имя Героя долгое время ностила и пионерская дружина архангельской средней школы Урицкого района, в которой он учился.



Поделиться: