Популярные личности

Евгений Масловский

Архиепископ Рязанский и Шацкий. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000.
На фото Евгений Масловский
Категория:
Дата рождения:
1878-01-15
Место рождения:
город Ливны Орловской губернии , Россия
Дата смерти:
1937-10-25
Место смерти:
Томск, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Краткая биография

Архиепископ Рязанский и Шацкий. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000.


Родился в семье дворянина Александра Масловского и его жены Анны. Окончил гимназию, Казанскую духовную академию (1903) со степенью кандидата богословия.

10 февраля 1901 пострижен в монашество. С 25 февраля 1901 — иеродиакон, с 3 июня 1902 — иеромонах.

С 1903 — член Урмийской духовной миссии (в Персии).

С 1904 — преподаватель Псковской духовной семинарии.

С 4 октября 1906 — настоятель Спасо-Елеозарова монастыря Псковской епархии с возведением в сан игумена.

С 23 октября 1910 — настоятель Юрьевского Новгородского первоклассного монастыря, 14 ноября того же года возведен в сан архимандрита.

С 24 августа 1914 — епископ Каширский, викарий Тульской епархии.

С 28 июля 1917 — епископ Тульский и Белевский. Был участником Поместного собора Собора 1917—1918.

С 1919 — епископ Тульский и Веневский.

С 1920 — епископ Тульский и Одоевский.

В 1922 на колокольне тульского Казанского собора была найдена икона Божьей Матери. К собору началось массовое паломничество, перед иконой совершались непрерывные молебные пения. Власти разогнали народ, отняли икону и арестовали свыше 50 человек, в том числе и епископа Иувеналия, который некоторое время находился в тюрьме, но затем был освобождён.

С 17 октября 1923 — архиепископ Курский и Обоянский. В феврале 1924 был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Работал сторожем. Участвовал в составлении «Соловецкого послания» находившихся в лагере архиереев советским властям, в котором предлагалось проводить в жизнь принцип взаимного невмешательства государства и церкви в дела друг друга.

В условиях лагерного заключения начал трудиться над «Архиерейским Торжественником», составившим впоследствии три тысячи страниц (в совершенстве знал церковный устав и поражал своих современников исключительной памятью на церковные песнопения). Сделал попытку связать практику древне-русских архиерейских служб, содержащихся в Чиновниках Московского Успенского собора, Холмогорско-Преображенского собора, Нижегородского Преображенского собора и Новгородского Софийского собора с современной церковной практикой, подведя различные местные особенности под единые правила для всех архиерейских служб. К сожалению, рукопись была утрачена в 1935 (она находилась у его знакомых на сверке при перепечатывании и случайно погибла в огне).

Поддержал церковно-политический курс митрополита Сергия (Страгородского) и его «Декларацию», в которой содержались существенные уступки советской власти. По его ходатайству был освобождён из лагеря. В мае 1928 митрополит Сергий направил архиепископа Иувеналия для достижения согласия к отделившемуся от него после выхода «Декларации» митрополиту Ярославскому Агафангелу. Владыке удалось смягчить конфликт между двумя митрополитами.

С 27 апреля 1928 — архиепископ Рязанский и Зарайский. С 7 августа 1929 — архиепископ Рязанский и Шацкий.

Был известен современникам как любящий, добрый, молитвенно настроенный пастырь: «При произнесении им проповедей чувствовалось, что все, к чему он нас призывает, не отвлеченные истины, а это его внутренняя жизнь, то, чем живет он сам. Его молитвенная настроенность передавалась и всем верующим, и мы были не просто слушателями, а одной семьей с отцом-архипастырем во главе. Владыка был вдохновенным оратором, и все его богослужения сопровождались поучениями, и мы ждали его проповедей» (из воспоминаний современников).

Принимал в епархию возвращающихся из ссылок священнослужителей, давая им приходы и помогая материально. В 1935 арестованный священник из Старожиловского района иеромонах Анатолий (Купряшкин) бежал из-под стражи и около недели скрывался в доме архиепископа, но был кем-то выдан, вновь арестован и сослан. Вернувшемуся из ссылки игумену Кириллу (Зеленину) дал приход, а после того, как власти изгнали его за организацию общины верующих и работу с молодёжью, также скрывал и его, спустя некоторое время направив на новый приход. О переживаниях владыки в конце его пребывания на Рязанской кафедре, можно судить по следующим его словам: «Жить стало трудно, никому нельзя довериться, так как не знаешь, какими людьми окружен. Люди продают себя и становятся агентами ГПУ».

22 января 1936 был арестован, отправлен в Москву (содержался в Таганской и Бутырской тюрьмах) и приговорён к пяти годам лагерей. Обвинён в том, что «являлся организатором и вдохновителем контрреволюционной группы духовенства, монашества и церковников, систематически с духовенством из числа арестованных вёл контрреволюционные суждения, давал установки контрреволюционного характера, в частности, о переводе Церкви на нелегальное положение, лично сам служил в церкви торжественную панихиду по бывшему русскому царю Николаю 2-му, произнес в церкви речь контрреволюционного содержания во время своего 20-летнего юбилея, он же разрешал производство тайных постригов, комплектовал вокруг церкви учащуюся молодежь…» (под юбилеем имелось в виду 20-летие архиерейский хиротонии, которое состоялось еще в 1934).

Был этапирован в Сиблаг, куда прибыл 15 июля. Примерно в это время писал в одном из писем: «Как бы мне хотелось поделиться с Вами всем, что пришлось пережить за последнее время. Сколько назидательного, утешительного, отрадного, мистического. Отсюда у меня и бодрость духа, и мир в душе, и сознание, насколько мы ничтожны и как велика сила Божия и Его милость к нам. На каждом шагу, при всех трудностях и тяжести вижу руку Божию, охраняющую, спасающую, утешающую, ласкающую, увеселяющую…».

Был направлен в лагпункт в селе Чистюнька при станции Топчиха Томской железной дороги, затем в лагпункт села Ворошиловка. Работал счетоводом-картотетчиком в финансовой части, бухгалтером, на общих работах (по десять часов в день), заведующим кладовой рабочего инструмента, сторожем. 30 июня 1937 по состоянию здоровья переведён в Томскую инвалидную трудовую колонию.

Был арестован и 13 октября 1937 Особым Совещанием при УНКВД по Новосибирской области приговорён к расстрелу. Через несколько дней расстрелян на Каштачной горе в Томске, где и похоронен в общей могиле.

Прославлен в Соборе Рязанских святых 23 июня 1992 Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

В Рязани создан Фонд священномученика Иувеналия Рязанского. 25 октября 2004 в рязанском Театре на Соборной состоялось торжественное заседание, посвященное памяти священномученика Иувеналия. В заседании приняли участие архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, вице-губернатор, председатель правительства Рязанской области Андрей Ярин, представители Рязанской епархии, властных структур и общественности города.

В 2004 митрополит Курский и Рыльский Иувеналий (Тарасов) ушёл на покой и принял схиму с именем священномученика Иувеналия (Масловского), служившего на Курской кафедре до заключения в Соловки.



Поделиться: