Популярные личности

Евгений Ерлыкин

летчик истребитель, Герой Советского Союза, Герои советско - финской войны
На фото Евгений Ерлыкин
Категория:
Дата рождения:
1909-12-24
Место рождения:
Тверь, Россия
Дата смерти:
1969-04-18
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Герой Советского Союза (21.03.40). Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.


Родился в семье служащего. Русский. Окончил с золотой медалью профтехшколу в 1925 г. Работал в паровозном депо на станции Калинин.

С 1928 г. в рядах РККА. В 1929 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1930 г. – 2-ю военную школу лётчиков КВФ в Борисоглебске. Член ВКП(б) с 1931 г.

Служил в 92-й истребительной авиабригаде Московского военного округа. В 1933 г. был назначен начальником штаба эскадрильи, а в 1935 г. - комиссаром эскадрильи.

В августе 1936 г. старшего лейтенанта Ерлыкина вызвали в Москву в ЦК ВКП(б) и предложили поехать в Испанию. Он был включен в первую группу советских авиаспециалистов, направленных по решению советского правительства в Испанию.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с сентября 1936 г. по 27.03.37 г. Совершил 214 боевых вылетов, сбил 1 самолет лично и 2 в группе. Был награжден двумя орденами Красного Знамени (2.01.37, 4.01.37).

В Испанию Ерлыкин летел самолетом через всю Европу с паспортом на имя графа дона Педро Ривареса Сольтеро, испанского коммерсанта. Играть роль графа ему помогало прекрасное знание испанского языка. Но без неожиданностей не обошлось. В Берлине он был арестован и помещен в тюрьму Моабит. Причины ареста неизвестны до сих пор, однако, через несколько дней «дон Педро Риварес» вышел на свободу и вылетел в Париж, а оттуда в Барселону.

Он был назначен командиром первой сборной интернациональной группы истребителей.

Генерал-майор авиации Ерлыкин вспоминает: «В моей интернациональной группе… было пять русских, два француза, два испанца, чех, югослав, американец и болгарин. И все они работали отлично, несмотря на то, что первые боевые вылеты приходилось делать на «гробах» – старых «Ньюпорах», «Девуатинах» и «Боингах». В результате моя группа первое время несла потери, и часть летчиков с большой неохотой садилась в эти летающие гробы».

28.10.36 г. на теплоходе «Карл Лепин» в Картахену прибыли 25 истребителей И-15 и 15 летчиков.

3.11.36 г. первые 11 истребителей И-15 были собраны, приведены в боеготовое состояние и перелетели на аэродром Алькала-де-Энарес. Группу лидировал комбриг Пумпур. На самолете Ерлыкина мотор завелся не сразу и два его ведомых взлетели без ведущего вслед за ушедшей группой.

Для обоих этот перелет окончился трагически. Потеряв ориентировку они приземлились на захваченной франкистами территории и попали в плен.

4.11.36 г. над Мадридом Ерлыкин сбил легкий бомбардировщик Ro.37bis.

В этот день утром два находившихся в строю Potez.54 бомбили франкистов, подошедших вплотную к столице. Когда бомбардировщики подошли к пригороду Мадрида, они столкнулись группой самолетов противника – 12 Ju.52, 5 Ro.37bis и 9 CR.32 из эскадрильи «Кукарача». Увидев легкую добычу, итальянцы ринулись на бомбардировщики. И нелегко пришлось бы республиканским летчикам, если бы к месту предстоящей бойни не подоспела девятка И-15 во главе с Пумпуром. Но опыт есть опыт - первыми сориентировались итальянцы. По воспоминаниям Кондрата, бросив преследовать «потезы», итальянцы лихо развернулись навстречу республиканским истребителям. В плотном строю самолеты сошлись в лобовой атаке, сразу после начала которой, строй рассыпался и воздушный бой разбился на индивидуальные схватки. В этом бою И-15, имевший лучшую маневренностью, обеспечил советским летчикам определенные преимущества. Почти каждый республиканец нашел свою цель.

Генерал-майор авиации Ерлыкин вспоминает: «Я сначала хотел произвести 1 атаку, а потом смотрю: от конца плоскости к фюзеляжу стали появляться дырочки; оглянуться трудно было, я перевернулся, вышел сзади него, вошел в вираж, он тоже. Сделали кругов 12, я хорошо видел летнаба, турельную установку, пулеметы. Видел, как он поставил диск пулемета. Я дал наддув, не по инструкции, а побольше, увеличил радиус виража, закладывал крен. Летел я на И-15, машина новая, хорошая. Сделал 6 виражей и стал к нему забираться выше и ближе в хвост. Думал, что он из заднего пулемета будет стрелять, а летчик ничего не делает, у него передний пулемет на виражах не стреляет, а задний... Вижу, что ему трудно держать в плоскости цели. Я это заметил. Я читал воспоминания Рихтгофена, когда он вел воздушный бой... Немец сразу с виража вышел на иммельман. Он очутился выше и перевернулся. Я всадил в него из пулемета штук 200 пуль, машина пошла к земле. Смотрю, она упала».

13.11.36 г. под Мадридом сбил «Фоккер».

Вспоминает генерал-майор авиации Ерлыкин: «У меня звено было смешанное – француз капитан Дари, 2 испанца и 1 русский. Смотрим: идет три самолета; белые с черными крестами. Не сговариваясь, с капитаном Дари вдвоем по ведущему слева открыли огонь и сразу сбили его, два других ушли».

В ноябрьских боях за столицу Испании Ерлыкин был ранен, но оставался в строю.

9.12.36 г. в паре сбил 1 самолет.

18.01.37 г. 6 И-15 под командованием Ерлыкина были переброшены в Малагу для отражения наступления мятежников на Центральном фронте.

22.01.37 г. группа в составе 5 И-15 произвели штурмовку наземных частей противника.

Генерал-майор авиации Ерлыкин вспоминает: «В Альбасете я получил несколько коротеньких инструкций; остальное было представлено моей инициативе... Наиболее серьезным успехом я считаю атаку наземных войск противника… в районе Алхама - Лоха. Во время воздушной разведки на узкой горной дороге было обнаружено движение колонны до 200 больших грузовых автомобилей с провиантом, боеприпасами и снаряжением и 3-4 эскадронов конницы. Противник, как я решил, готовил удар в сторону Мотриля, для окружения Малаги. Поэтому, прекратив дальнейшее ведение разведки, я решил расстрелять всю эту группировку. При наличии 24 пулеметов и 19000 патрон я имел явный перевес. Первая и вторая атаки были произведены по грузовикам. Вся колонна встала: люди побежали, несколько машин взорвались и загорелись. Все 4 пулемета, как и всегда, работали безотказно. Конница быстро спешилась и разбилась на 15-16 кучек, всадники спрятались за лошадей, мулов и ослов, этого только я и ждал. Первую атаку по коннице произвожу отвесным пикированием на полном газу, чтобы создать панику среди лошадей и гарантировать себя от огня противника; летчики следуют моему примеру. Производим 6-7 атак по коннице. Цели очень удобные и заметные. Люди и лошади ложатся, как трава из-под косы: бежать некуда — маленькая лощина. Вывожу самолет из пикирования на высоте 10-15 м — лишь бы не врезаться в горы. Ясно видны черные лица марокканцев, их одежда и большие глаза; ясно видно, как они пачками падают мертвыми. Среди лошадей произошла паника. Эффект хороший. Патроны все. Собираю группу и увожу ее на аэродром. Техники докладывают, что все машины имеют пробоины; один самолет сел на аэродром с остановленным винтом (был пробит бак). Этой атакой на целых 10 дней было приостановлено наступление».

Вскоре Ерлыкина ранили во второй раз: во время полета в глубокую разведку его самолет попал под зенитный обстрел и с трудом дотянул до своего аэродрома. Но не всегда судьба была так благосклонна к нему.

В воздушном бою над Бискайским заливом самолет Ерлыкина был сбит, а его самого, контуженого, спасли от неминуемой гибели испанские рыбаки. Однако после непродолжительного нахождения в госпитале «дон Педро» вновь встал в строй.

5.02.37 г. в составе группы сбил Heinkel Не.59.

В конце марта загранкомандировка Ерлыкина закончилась и он вернулся на Родину.

5.04.37 г. состоялась беседа между летчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:

«ЕРЛЫКИН: Мы в первое время никакой тактики для себя не могли придумать. Прилетали самолеты, и мы набрасывались на них, как собаки. Немцы видят, что дело плохо, сразу отвесное пике и уходят. Тогда мы нападали на другой самолет. Вообще, у нас было принято набрасываться на одного-двух, сбивать к земле и тогда подниматься кверху на других. Мы всегда ходили кучкой, никогда не разбрасывались...

На опыте первых боев мы решили не уступать ни в коем случае воздуха и в последующих боях стали набрасываться первые и выработали свою тактику. У нас было четыре звена - четверка ведущая, четверка замыкающая, по две тройки справа и слева. Одна из троек была значительно выше, патрульной охраняющей...

Был такой случай, когда прилетел один, свалился на нас и сразу смылся. Мы ничего не предприняли, чтобы его поймать, близко были от линии фронта, а нам было запрещено ее перелетать...

Однажды мне в Гвадалахаре попался танк. Пуль был полный комплект — бронебойных, зажигательных и т. д. Я стал думать, есть ли у танка пулемет, который стреляет вверх. Если есть, опасно, собьет и некрасиво получится - сбил с танка. Так до сих пор и не знаю. Я на 1000 м сделал несколько атак, у него взорвался бензобак, он остановился...

АЛКСНИС: Один вопрос. Чем объяснить, что наши сбили довольно много истребителей и так мало Юнкерсов, многомоторных самолетов, - большой их живучестью или чем-то другим? По донесениям, в воздушном бою сбили 3 - 5 - 7 Фиатов, Хейнкелей.

ЕРЛЫКИН: Живучесть Юнкерса - первая причина. Три мотора воздушного охлаждения с максимальной скоростью 280 км/час... Во-вторых, довольно большая машина при малом количестве экипажа, всего 4 человека, из них 2 летчика».

В 1937 г. был направлен в спецкомандировку во Францию по линии советской военной разведки. Стал студентом Сорбонны, слушал лекции профессоров Леншевина и Кюри, несколько раз посещал Бельгию.

Участвовал в боях на реке Халхин-Гол.

Участвовал в освободительном походе в Западную Украину.

Участвовал в советско-финской войне. Командовал 59-й истребительной авиабригадой (7-й, 23-й, 25-й и 38-й истребительные авиаполки) ВВС 7-й армии Северо-западного фронта. Лётчики бригады вели разведку наземных сил противника, аэродромов базирования его авиации, проводили штурмовку и бомбардировку обнаруженных объектов. Он вылетали на поддержку пехоты, уничтожали артиллерийские, зенитные и пулемётные точки врага, взаимодействуя с наступающими танкистами. В тяжёлых метеорологических условиях летчики бригады под командованием полковника Ерлыкина совершили 10812 боевых вылетов, сбили в воздухе 101 и уничтожили на земле 30 самолётов противника. 11 летчиков бригады были удостоены звания Герой Советского Союза. Бригада потеряла 21 самолет в боях и 11 в авариях и катастрофах.

В наградном листе, который подписал командующий 7-й армии командарм 2-го ранга Мерецков, сказано, что «Ерлыкин показал себя прекрасным командиром, организатором, отличным лётчиком-истребителем».

Указом Верховного Совета СССР от 21.03.40 г. № 12/606 полковнику Ерлыкину Евгению Ефимовичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 259.

После окончания советско-финской войны учился в Военной академии им. Фрунзе.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 5-й смешанной авиадивизией ВВС 23-й армии Северного фронта.

26.09.41 г. полковник Ерлыкин был назначен командиром 7-го истребительного авиакорпуса ПВО.

27.09.41 г. противник совершил три массированных налета на город. Немецкие самолеты приближались к нему с запада по Финскому заливу, с юго-востока и востока вдоль Невы. Всего над городом прошло 197 самолетов, которые сбросили 201 фугасную авиабомбу. Одновременно враг бомбил аэродромы, не давая взлетать с них истребителям. При отражении вражеского нападения в этот день летчики 7-го иак ПВО и 61-й авиабригады ВВС КБФ сбили 5 самолетов.

После окружения Ленинграда снабжение города осуществлялось только по Ладожскому озеру.

В октябре 1941 г. на стоянки судов у мыса Осиновец противник произвел 58 налетов, в которых участвовало 290 самолетов. Налеты обычно производились днем группами из 4-5 бомбардировщиков с высоты 2-3 тыс. м.

На прикрытие водной трассы и мыса Осиновец экипажи 7-го иак с сентября по ноябрь 1941 г. произвели более 2000 самолето-вылетов.

В ноябре 1941 г. из состава 7-го иак ПВО был выделен 123-й иап и направлен на прикрытие «Дороги жизни». Он прикрывал объекты западного берега озера и участок трассы от Коккорево до острова Зеленец.

Для отражения налетов авиации противника в темное время суток в 7-м иак ПВО один полк - 26-й был преобразован в ночной, в который командование перевело и наиболее подготовленных летчиков из других полков.

Придавая особо важное значение противовоздушной обороне Ленинграда, Военный совет Ленинградского фронта 26.11.41 г. подчинил 7-й иак начальнику Ленинградского корпусного района ПВО и потребовал использовать его только для защиты города от налетов вражеской авиации.

Против Ленинградского фронта в октябре 1941 г. осталось около 250 самолетов. Это вынудило противника изменить тактику. Если ранее фашистские летчики летали в ясную безоблачную погоду на средних высотах, то о начала октября - в основном ночью, а днем - только в сложных метеорологических условиях, скрываясь за облаками.

Такие налеты на Ленинград продолжались в течение всей осени 1941 года. При недостаточно развитых средствах радиолокационного обнаружения летчики-истребители вынуждены были непрерывно патрулировать на подступах к Ленинграду и непосредственно над ним. Ночные истребители барражировали одиночно и парами на высотах 4000-6000 м. Однако ввиду сложности обнаружения противника они не могли полностью предотвратить разбойничьи налеты вражеской авиации.

В апреле 1942 г. была создана Ленинградская армия ПВО, в состав которой вошел и 7-й иак.

В целях своевременного отражения налетов авиации противника на город и военно-морскую базу Кронштадт с октября 1942 г. была установлена единая система управления и наведения истребительной авиации Ленинградской армии ПВО, ВВС Ленинградского фронта и ВВС КБФ.

При налете воздушного противника на Ленинград 7-й истребительный авиакорпус действовал в первом эшелоне, авиация КБФ — во втором. Руководство отражением налета возлагалось на командующего Ленинградской армией ПВО через командира 7-го истребительного авиакорпуса ПВО. При налете на Кронштадт в первом эшелоне действовала истребительная авиация флота, а 7-й истребительный авиакорпус составлял второй эшелон. Теперь отражением руководил командующий ПВО Кронштадта через командующего ВВС КБФ и командира 7 иак. В обоих вариантах истребительная авиация Ленинградского фронта находилась в резерве. Были разработаны единые сигналы наведения и оповещения по радио, установлены зоны перехвата и уничтожения вражеских самолетов.

10.11.42 г. Ерлыкину было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

7.07.43 г. приказом НКО № 255 7-й истребительный авиационный корпус ПВО был преобразован во 2-й гвардейский Ленинградский истребительный авиационный корпус.

Неожиданно для всех в середине июля 1943 г. генерал-майор авиации Ерлыкин был отстранен от командования корпусом. Как считали его бывшие однополчане, причиной тому послужили доносы в Москву, написанные при поддержке заместителя командира корпуса Антонова.

Ерлыкин был назначен командиром 6-го иак 16-й ВА в составе 273-й иад (157-й, 163-й, 347-й иап) и 279-й иад (92-й, 192-й, 486-й иап).

Корпус участвовал в тяжелых боях на Курской дуге, прикрывая штурмовики 299-й и 2-й гвардейской штурмовых авиадивизий.

Основным способом прикрытия бомбардировщиков и штурмовиков избиралось непосредственное сопровождение их до цели, иад целью и при возвращении. Кроме того, в зависимости от воздушной обстановки предполагалось заранее высылать группы истребителей в район действий наших бомбардировщиков и штурмовиков с целью сковывания истребителей противника.

Затем 6-й иак под командованием генерал-майора авиации Ерлыкина воевал под Черниговом, Гомелем, Бобруйском, Варшавой

В конце 1944 г. генерал-майор авиации Ерлыкин был назначен начальником Липецкой высшей офицерской авиационной школы ВВС Красной Армии.

К концу войны школа стала одним из крупных центров по подготовке авиационных командных кадров, обобщению боевого опыта и совершенствованию тактики применения авиации. Это стало возможным благодаря тому, что, во-первых, сюда командировались наиболее заслуженные и перспективные фронтовики, считавшие учебу в Липецке не меньшей наградой, чем боевой орден. Во-вторых, направлявшиеся сюда на двухмесячные курсы усовершенствования начальствующего состава штабные офицеры дивизий, корпусов и армий, привозили материалы о наиболее удачных воздушных боях и операциях. Весь этот опыт обобщался на кафедре тактики. Не менее важным было и общение слушателей между собой. В-третьих, обеспечивалась постоянная обратная связь путем, так называемых, фронтовых командировок преподавателей кафедр, в ходе которых уточнялись и проверялись на практике будущие методические пособия, инструкции и наставления.

9.05.45 г. на большом стадионе военного городка выстроился весь личный состав школы и генерал-майор авиации Ерлыкин зачитал сообщение о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

В конце 1946 г. его ожидал тяжелый и несправедливый удар. Он был уволен в запас. Возможно доносы 1943 г. сыграли, наконец, свою неблаговидную роль.

После увольнения он уехал в Краснодарский край в город Горячий Ключ, где жил в течение двух лет, работая заведующим клубом.

В 1948 г. Ерлыкин вернулся в Ленинград, который защищал в годы войны. Но здесь он оказался никому не нужен. С большим трудом ему удалось устроиться учителем труда и военного дела в вечернюю школу рабочей молодежи, а потом в 204-ю школу Дзержинского района. Знавшие Ерлыкина по Испании, Финской и Великой Отечественной войнам по-прежнему относились к нему с большой теплотой. Их не пугала опала, в которую попал товарищ.

Положение изменилось лишь в начале 60-х годов. Ерлыкина начали приглашать на встречи ветеранов, командование Ленинградского военного округа стало регулярно посылать ему поздравления с Днем Победы и другими праздниками. Его имя появилось в книгах, посвященных войне в Испании, в частности в сборнике «Ленинградцы в Испании».

Умер 18.04.69 г. Похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.



Поделиться: