Популярные личности

Эван Шоу Паркер

Британский саксофонист-импровизатор
На фото Эван Шоу Паркер
Категория:
Дата рождения:
1944-04-05
Место рождения:
Бристоль, Великобритания
Гражданство:
Великобритания
Читать новости про человека
Биография

Биография

Паркер – яркий представитель европейской фри-джазовой сцены. Работая в студии и 'вживую' с разными музыкантами, саксофонист придумал новые и расширил ряд известных музыкальных техник. Критик Рон Уинн (Ron Wynn) назвал Паркера одним из самых 'передовых и интригующих саксофонистов Европы'. Уинн добавил: 'Его сольные саксофонные работы не для слабонервных'.


Эван Шоу Паркер (Evan Shaw Parker) родился 5 апреля 1944-го в Бристоле (Bristol). Его вдохновением в начале карьеры был джазовый альт-саксофонист Пол Дезмонд (Paul Desmond), а на более позднем этапе – кул-джазовые саксофонисты. Пожалуй, Паркер стал известен именно за свои более поздние работы и свой неповторимый стиль звучания.

Его музыка 1960-х и 1970-х – резкая, тревожная, 'сырая', пронизывающая и вибрирующая; скорее, имеющая форму, чем ощутимое мелодичное содержание. Иногда Паркер использовал чистый звук, напоминая более радикальные записи Стива Лейси (Steve Lacy) 1970-х или работы некоторых членов Ассоциации содействия развитию творческих музыкантов (AACM).

Он начал разработку методики быстрого наслоения гармоник и подключения фальшивых нот, чтобы создать сложное контрапунктное 'полотно'. В своих экспериментах Эван использовал язычковые музыкальные инструменты, технику 'циркулярного дыхания' и настолько быструю технику 'касания языком' (англ. tonguing), что первоначально кровь капала с саксофона на пол. Он также был членом влиятельного биг-бэнда 'The Brotherhood of Breath'.

Еще более поздние записи Паркера столь же впечатлительны, однако менее сложны и более последовательны в стилизации. Сам же стиль стал менее открытым для перемен, но записи Паркера по-прежнему всегда представляли собой некое музыкальное противосто

ние. Часть последних дисков, включая 'America 2003', захватывает и волнует на том же уровне, что и любые из его ранних произведений.

По мере работы Эван все больше и больше интересовался электронной музыкой, как правило, благодаря сотрудничеству с другими музыкантами. В их числе - Фил Ваксман (Phil Wachsmann), Уолтер Прати (Walter Prati), Джоэл Райан (Joel Ryan) и Лоуренс Кассерли (Lawrence Casserley).

На счету Паркера большое количество альбомов, как сольных, так и в качестве лидера музыкальных коллективов. Он работал в студии или выступал на сцене с Петером Брецманном (Peter Brötzmann), в том числе помогал создавать эпохальный альбом Брецманна 'Machine G

n' 1968-го; с Джоном Стивенсом (John Stevens), Дереком Бейли (Derek Bailey) и Китом Роу (Keith Rowe). Продолжая активно практиковать сотрудничество с другими музыкантами, Паркер также работал с Энтони Брэкстоном (Anthony Braxton), Джоном Зорном (John Zorn), Фредом Фритом (Fred Frith), Тимом Берном (Tim Berne), Дэйвом Холландом (Dave Holland) и мн.др.

Паркер, Бейли и ударник Тони Оксли (Tony Oxley) основали в 1970-м лейбл 'Incus'. После внутренней ссоры в компании в начале 1980-х лейблом стал управлять исключительно Бейли. В настоящее время Эван курирует лейбл 'Psi', который появился благодаря звукозаписывающей компании 'Emanem' Мартина Дэвидсона (Martin Davidson).

омимо этого, Паркер ежемесячно играет в лондонском клубе 'Vortex Jazz Club'.

Хотя основное внимание Эвана всегда было сосредоточено на свободной импровизации, он иногда позволял себе растворяться в более традиционной джазовой среде, в том числе играл в биг-бэнде Чарли Уоттса (Charlie Watts) и ансамбле Кенни Уиллера (Kenny Wheeler). Он также участвовал в записи произведения 'After the Requiem' композитора-минималиста Гэвина Брайерса (Gavin Bryars), исполнив композицию 'Alaric I or II' в составе квартета саксофонистов.

Паркер – один из немногих саксофонистов, для которых сольные выступления, абсолютно без какого-либо сопровождения, являются основной частью работы



Поделиться: