Этта Моутен – американская актриса и певица, обладательница прекрасного контральто, разрушавшая привычные стереотипы на сцене и в кино, существовавшие в Голливуде для афроамериканских актрис. Ролью, которая принесла ей славу, стала роль Бесс в мюзикле 'Порги и Бесс' (Porgy and Bess). Завершив исполнительскую карьеру, Моутен принимала активное участие в филантропических проектах и гражданских движениях Чикаго, занималась сбором средств для поддержки культурных, социальных и церковных учреждений.
Этта родилась 5 ноября 1901 года. Она была уроженкой городка Веймар в Техасе и дочерью методистского священника преподобного Фримана Ф. Моутена и его жены Иды. У девочки рано обнаружился красивый голос и она начала петь в церковном хоре. Этта изучала музыку в Западном Университете, историческом черном колледже в Киндаро, штат Канзас, созданном для детей бывших рабов сразу после окончания Гражданской войны. Она закончила свое обучение в Университете Канзаса в 1931 году, получив степень бакалавра со специализацией в вокале и драматическом искусстве, когда ей уже исполнилось 29 лет.
Переехав в Нью-Йорк, Этта получила место солистки в хоре Евы Джесси, которая тоже была выпускницей музыкальной школы Западного Университета и добилась положения руководителя уважаемого в Нью-Йорке хорового коллектива. Кроме того, Джесси была новатором и тесно сотрудничала с Джорджем Г
ершвином и Вирджилом Томсоном. Этта прошла прослушивание и попала в актерский состав бродвейского мюзикла 'Зомби' (Zombie). После показа 'Зомби' в Лос-Анджелесе, ей предложили пройти кинопробы.
31 января 1933 года Этта Моутен стала первой темнокожей звездой, выступившей в Белом доме перед представителями политической и экономической элиты США. Тогда же она снялась в двух музыкальных фильмах - 'Полет в Рио' (Flying Down to Rio), где спела 'Кариоку', и 'Золотоискатели 1933' (Gold Diggers of 1933), в котором сыграла более существенную роль солдатской вдовы. Кроме того, Этта спела за нескольких кинозвезд, среди которых Барбара Стэнвик, Джин Харлоу, Тереза Харрис.
Гершвин предложил Моутен спеть партию Бесс в его новой опере 'Порги и Бесс', которую он писал под нее. Она была обеспокоена тем, что по роли требуется петь выше, чем позволял ее естественный диапазон,
поначалу отказалась, но в 1942 году сыграла эту роль в возрожденной постановке на Бродвее и во время национального тура, который продолжался до 1945 года.
Моутен завершила свою карьеру в 1952 году, когда возникли проблемы с голосом. После смерти ее второго мужа в 1967-м она переехала в Чикаго, где стала активисткой Национального совета афроамериканских женщин, Чикагского оперного театра, Музея естественной истории Филда, Музея афроамериканской истории DuSable и Центра искусств южного района. Помимо участия в этих организациях, Моутен была членом правления женской афроамериканской организации 'The Links', которая занимается различными программами по улучшению жизни общества – образовательными, социальными и т.д. С 1975-го по 1985-й Этта Моутен была активной участницей всех событий и мероприятий 'женского десятилетия', которое получило это название по инициатив
е ООН.
В Чикаго Моутен много лет подряд вела радио-шоу под названием 'Я помню, когда' (I Remember When). Правительство США назначило ее представителем культурных миссий в десяти странах Африки. В марте 1957 года Моутен взяла интервью в Гане у Мартина Лютера Кинга, где они оба присутствовали на праздновании независимости Ганы от Великобритании.
В 1918 году совсем еще юная Этта вышла замуж на Кертиса Брукса, ее бывшего учителя. У них родились три дочери, Сью, Глэдис и Этта Ви, но через 6 лет брак распался. Пока она училась, за детьми приглядывали ее родители. В 1934-м, уже в Нью-Йорке, Моутен вышла замуж за Клода Барнетта, создателя и руководителя новостного агенства 'Associated Negro Press', который был старше ее на 12 лет. Они прожили вместе 33 года.
Этта Моутен Барнетт умерла 2 января 2004 года, от рака поджелудочной железы, в Чикаго, в возрасте 102 лет