Главной целью Есима было построение единого государства с централизованной формой правления: объединение всех казахских племен во имя общего процветания.
Есим хан - один из выдающихся политических деятелей второй половины XVI и первой половины XVII вв. Он смог нейтрализовать внешнюю угрозу и объединить казахские племена в крайне тяжелые годы национальной истории, превратив Казахское ханство в сильное централизованное государство.
За проявленное
мужество и полководческий талант в народе его прозвали "Есенгей бойлы Ер Есiм" (Мужественный Есим).
Согласно историческим сведениям, Есим был сыном Шигай хана и отличался от прочих политиков тем, что умел ставить интересы государства над личными: жертвовать репутацией, авторитетом ради определе
нных стратегических целей; идти на компромисс; выжидать и наносить неожиданные удары.
В конце XVI в. внешнеполитическое положение Казахского ханства заметно усложнилось. Борьба с бухарскими ханами за право владения присырдарьинскими городами, в частности, Ташкентом, продолжалась с переменным ус
пехом. В этих условиях для обеспечения безопасности государства необходимо было сконсолидировать общество для недопущения раскола. В последние годы правления Шигай хана доверие и уважение к власти среди простого населения упала. Уже в момент правления Шигай хана Есим показал себя искусным политиком
и завоевал немалый интерес, поскольку был посажен на престол сразу осенью 1598 г.
В первые годы своего правления Есим хан в основном боролся со своими политическими оппонентами.
В 1611 г. Есим хан, собрав пятитысячное войско, устанавливает контроль над Ташкентом, Туркестаном, Сыгнаком и Су
заком. Но успехи оказываются временными.
В 1613 г. он вновь, несмотря на сопротивление бухарских ханов, берет реванш и занимает Ташкент. Бухарские ханы были уведомлены о сложности внутриполитической ситуации в Казахском ханстве, которая заключалась в сепаратистских устремлениях отдельных султан
ов, в частности, Турсун султана. Особенность политических взглядов Есима и Турсуна была в том, что для последнего власть являлась самоцелью, а не средством для достижения каких-либо задач. Бухарский хан, как пишут Кляшторный и Султанов, специалисты по средневековой истории Центральной Азии, одобрил
захват Турсуном ханской власти. Однако, узурпация ханской власти Турсуном не решила комплекса проблем, стоящих перед государством, поскольку амбициозный султан не обладал столь необходимым авторитетом для борьбы с сепаратистскими тенденциями внутри страны. Более того, он, нарушив соглашения, начинае
т набеги на Мавераннахр.
Тем временем Есим, удалившись в пределы Моголистана, втягивается в политические интриги чагатаидского дворца. Он объединяет вокруг себя некоторые кыргызские племена, устанавливает союзнические отношения с правителем Чалыша и Турфана Абд ар-Рахим ханом, который, объедини
в усилия с Есимом, несколько раз пытается отбить у правителя Моголии Апакхана город Аксу. Казахский султан прекрасно разбирался в тонкостях восточной политики, что и было его основным преимуществом, поскольку многие соперники Есима полагались в основном либо на военную силу, либо на политическую под
держку, тогда как он предпочитал совершать взвешенные, обдуманные со всех сторон ходы, полагаясь на ум и холодный расчет.
Несмотря на усилия Есима по улучшению отношений с Турсуном, столкновение интересов становится неизбежным. После очередного факта вероломства Есим решительно вступает в новую
фазу открытой борьбы.
Все началось с того, что Турсун внезапно устраивает набег на ставку Есима в Туркестане, в то время, когда последний, собрав войско, отправился покорять беспокойных калмаков. Однако для Турсуна этот поход стал последним. В конце концов приближенные Турсуна умертвляют его.
Разобравшись с политическим оппонентами, Есим приказывает перебить всех представителей рода каган, которые активно поддерживали узурпатора ханской власти - султана Турсуна. Массовое уничтожение целого рода по воле одного человека явилось одним из страшных эпизодов средневековой истории казахов.
Отправив голову Турсуна к Имамкули, Есим в ответ получает грамоту о том, что бразды правления над некоторыми присырдарьинскими городами передаются ему. Таким образом, Есим возвращает себе титул хана всех казахов.
Возвращение Есима на политический Олимп является необычным фактом в истории
Казахстана. Более того, в истории других азиатских стран тоже мало подобных примеров, когда изгнанный вождь вновь становится руководителем государства. Это странно, потому что на Востоке принципы организации власти совсем иные, чем на Западе. В казахском обществе доминировали политические ценности,
не характерные ни для западных, ни для восточных обществ и возвращение Есим хана следует рассматривать как результат его собственных усилий и акт признания его политической воли.
Вновь приняв на себя обязанности верховного хана, Есим прежде всего поспешил обезопасить страну от набегов ойратских
племен, поскольку многие султаны игнорировали их мощь. Именно благодаря политической дальновидности Есим хана казахские племена смогли нанести ойратам упреждающий удар. Несмотря на переменные успехи в войне с ойратами, Есим все же смог на некоторое время подчинить ойратские племена. Он убеждается,
что победу можно одержать лишь в том случае, если все казахские племена будут едины в замыслах и действиях. Поэтому в последние годы своей жизни Есим хан не переставал бороться с сепаратистскими тенденциями внутри страны и даже создал уложение, известное в народных преданиях как "Есим салган ескi жо
л".
Главной целью Есима было построение единого государства с централизованной формой правления: объединение всех казахских племен во имя общего процветания.
Созданные им законы впоследствии стали основой для "Семи уложений" хана Тауке. Умер Есим хан в 1628 г. и был похоронен в Туркестане,