Энни Безант самой своей жизнью показала, что даже косное общество не может помешать энергичной женщине добиться выдающихся результатов. За свою жизнь Энни успела побывать социалисткой, секуляристкой, теософом; немало времени и сил Безант положила на борьбу за свободу Индии и Ирландии.
Родилась Энни Вуд (Annie Wood) в Лондоне (London), в семье среднего класса и ирландских корней. Ирландским происхождением своим Энни гордилась; впоследствии, уже будучи взрослой, она активно боролась за право Ирландии на самоуправление. Отец Вуд скончался, когда девочке было всего 5 лет, семья осталась без средств к существованию. Мать управляла собственной школой для мальчиков, однако на нужды Энни денег все равно не хватало; именно поэтому мать убедила свою под
ругу Эллен Марьят, позаботиться о девочке. Стараниями Марьят Энни получила достойное образование, понимание концепции гражданского долга и ощущение того, что для сильной и независимой женщины открыто немало путей.
В 20 лет Энни вышла замуж за Фрэнка Безанта (Frank Besant); увы, впоследствии супруги рассорились из-за соображений религиозного толка. Позже Энни стала одним из ключевых ораторов Национального секулярного общества и сдружилась с Чарльзом Брэдлоу (Char
es Bradlaugh).
В 1877-м у Брэдлоу и Безант начались серьезные проблемы; вызвала эти проблемы публикация книги известного сторонника концепции контроля рождаемости Чарльза Нолтона (Charles Knowlton). Скандал в какой-то степени пошел Энни и Чарльзу на пользу; в 1880-м Брэдлоу даже был избран членом парламента от Нортгемптона (Northampton).
Энни Безант активно сотрудничала с целым рядом крупных профсоюзов; ей довелось принять участие в нескольких крупных акциях
гражданского неповиновения. Безант была ведущим оратором Фабианского общества и Марксистской социал-демократической федерации. Позже Энни избрали в Совет лондонских школ от Тауэр-Хамлетс (Tower Hamlets); интересно, что Безант сумела занять это место несмотря даже на то, что женщин с правом голоса в тот момент было сравнительно немного.
В 1890-м Безант познакомилась с Еленой Блаватской; на протяжении нескольких следующих лет Энни все заметнее переключалась от воп
осов секулярных к теософии. Энни стала членом Общества теософов и довольно активно читала лекции на связанные с предметом темы. В рамках изучения нового направления Безант успела даже съездить в Индию. Там она занималась не одним лишь изучением теософии; Энни успела пустить в ход и свои организаторские таланты. В 1898-м она помогла основать Центральный индийский колледж, в 1922-м её стараниями появился на свет Национальный коллегиальный совет Хайдарабада в Мумбаи
, Индия (Mumbai, India).
В 1902-м Энни Безант основала первую зарубежную ложу Международного ордена свободных каменщиков, 'Le Droit Humain'; позже, её же стараниями, в Британской империи появилось еще несколько лож. В 1907-м Безант стала президентом Общества теософов; международная штаб-квартира этого общества в тот период располагалась в Адьяре, Мадрас (Adyar, Madras).
Много времени Энни уделяла индийским политическим проблемам; она даже служила в Индийском н
циональном конгрессе. После начала Первой мировой войны Безант запустила кампанию 'Самоуправление'; в рамках Лиги индийского самоуправления Энни пыталась внедрить в стране демократию и выбить для Индии статус доминиона. В конце 1917-го Энни даже была избрана президентом Индийского национального конгресса.
Борьбой за права Индии и теософией Энни Безант занималась до самой своей смерти. Скончалась Энни Безант 20 сентября 1933-го в Индии; тело её было кремировано.