Родилась АСПАЗИЯ (Эльза Розенберг-Плекшан) [Aspazija] в семье богатых крестьян-собственников.
Творчество Аспазии первого периода проникнуто протестом против бесправия женщин и патриархальной морали. Ее драмы «Утерянные права», «Недостигнутая цель», Вайделоте», «Зелтените» и др. являются яркими культурно-историческими документами. Но если Вейденбаум сумел поднять голос протеста против всего современного общественного строя, то Аспазия даже в лучших своих произведениях не подымается выше мелкобуржуазного радикализма. И именно поэтому она вскоре после первых своих реалистических произведений переходит к романтической лирике, отражающей душевную жизнь современной мелкобуржуазной женщины, борющейся против бытовой закрепощенности («Красные цветы», «Душа в тени»). Такой же лирики полна ее наиболее яркая и значительная в художественном отношении драма «Серебряная вуаль» [1904]. После революции 1905, вместе с поэтом Я. Райнисом, эмигрирует в Швейцарию. Её творчество после 1905 года глубоко лирично, но лишено какого бы то ни было общественного значения.
Возвратившись в 1920 вместе с Райнисом из эмиграции (Швейцария) в националистически-буржуазную Латвию, Аспазия примыкает к социал-демократической партии. Происходящая в годы реакции в среде мелкобуржуазной интеллигенции «переоценка ценностей» не проходит и мимо Аспазии. Революционный пыл охлаждается примирительной интимной лирикой, острые контрасты первых драм и стихотворений сглаживаются, протест против окружающей действительности сменяется разукрашивающей эту действительность фантастикой. Яркая, многокрасочная, играющая всеми цветами радуги лирика Аспазии все же занимает исключительное место в дооктябрьской латышской литературе.