Русский композитор, пианистка и этномузыковед. «Адаевская» — псевдоним, обыгрывающий реплику литавр (A-D-A) в опере Глинки «Руслан и Людмила»; выступала также под псевдонимом Бертрамин.
Отец — Георг Юлий Шульц (нем. Georg Julius Schultz, 1808, Ревель — 1875, Вена), врач-прозектор, писатель, собиратель эстонского и финского фольклора, переводчик Горя от ума (1853), известный под псевдонимом Dr.Bertram (см.:http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=131637); мат
ь — Теодора Шульц, преподавательница музыки, родом с севера Германии. С 8 лет Елизавета брала уроки у немецкого композитора и пианиста Адольфа фон Гензельта (в России — Адольф Львович Гензельт), который с 1838 года жил в Петербурге и преподавал в женских институтах, мать Елизаветы была его ученицей
и ассистенткой. Зимой 1861—1862 годов Елизавета дала свой первый концерт, имела большой успех. В 1862—1869 училась в Санкт-Петербургской консерватории у Антона Рубинштейна и чешского пианиста и композитора Александра Дрейшока, которого Рубинштейн пригласил в консерваторию в 1862 году.
Изучала ко
мпозицию у Николая Зарембы и Александра Фаминцына (в эти же годы у тех же консерваторских педагогов учился Чайковский). Около 1870 г. Елизавета начала писать хоровую, а затем оперную музыку, в это время она и взяла псевдоним. Несколько раз с успехом концертировала в Вене и Париже, подружилась с Шарл
ем Гуно.
В 1882—1911 гг. с сестрой-художницей Паулиной Гайгер и тремя ее детьми жила в Венеции, выступала в частных салонах, писал на музыкальные темы. В 1911 г. переехала в Германию, в Нойвид. Здесь, в замке Зегенхаус под Нойвидом, Адаевская вместе с ее подругой, баронессой
Франциской фон Лоэ, ее дочерью Маргаритой и королевой Румынии Елизаветой (собственно Елизаветой фон Вид), писавшей стихи под псевдонимом Кармен Сильва, составляли музыкально-литературный кружок. Мировую войну провела в замке Зегенхаус. Адаевская занималась музыкальным фольклором — русским, славянски