Беседа с создателем detochka.ru Елизаветой Трибунской состоялась 2 августа 2007 года.
Добрый день. Не могли бы вы вспомнить, как начинался проект detochka.ru? Есть ли такие люди, про которых можно сказать: "detochka.ru без них вряд ли бы появилась"?
-Добрый день. Начало более чем банально. Хомяк на "Народе" с рассказом обо мне и моей семье. Одним из разделов было грудничковое пла
вание – несколько страничек с текстами из конференции ФИДО ру.беби и фотографии моей тогда еще единственной дочери, плавающей в ванне. А потом этот раздел неожиданно вырос. Появились другие разделы о детях, сайт вырос из народа, и появилась Деточка.ру.
Полагаю, ключевой фигурой была моя старшая д
очь Иришка. Без нее я бы точно не стала делать именно такой сайт. Еще трудно не отметить компанию Сити Сайн, в которой я работала, и в рабочее время на рабочем Интернете создавала самый первый вариант "Деточки".
На самом начальном этапе здорово помогла и вселила веру в себя и в то, что кому-то ин
тересно то, что я делаю, Мария Чулова — она тогда была главным редактором Няни.ру.
Вряд ли что-то удалось бы без компании "Яндекс". Green Kakadu нарисовал первый дизайн. Петерхост — сориентировали в процедуре регистрации доменного имени и помогли привязать его к бесплатному хостингу хат.ру, пока
я не решилась купить платный.
Судя по копирайтам, detochka.ru существует с 1999 года. Можете ли вы определить основные этапы развития проекта за прошедшие годы?
-Домен и платный хостинг в 2000 году. Форум — в 2001. Тогда проект постепенно перестал быть "маленьким ребенком" и стал проявлять н
екоторую самостоятельность. Тогда начали появляться рядом люди, которые определили лицо проекта не меньше, чем я. Некоторые из них и сейчас принимают участие в жизни форума, а также других моих проектов.
В 2002-2003 году у меня были другие интересы, "Деточка" отошла на второй план.
Летом-осен
ью 2003, когда мы уже ждали третью дочку, я опять стала развивать "Деточку": восстановила новостные рассылки на сабскрайбе и контенте, привела в порядок форум, стала отвечать на все появлявшиеся там вопросы, общаться с посетителями. Потихоньку восстановилось и сформировалось сообщество. Тот самый "з
олотой век" форума, часто вспоминаемый с грустью сейчас, когда форум утратил камерность. Мы прежде всего дружили. Я знала всех форумчан: как у них детки, какие проблемы и достижения... Сейчас человек тысячу сообщений на форуме может оставить, а я ни разу его не увижу.
2006 год — реструктуризация
сайта, форума, редизайн, перенос на Битрикс, покупка сервера. Катерина Баукина, которая согласилась стать редактором сайта, прочитала все тексты и разложила "по полочкам", по разделам. Тогда же появились первые "дочки".
Сейчас у нас очередной кризис роста на форуме, кризис в дневниках — определя
ем "правила игры", продумываем новую концепцию "Деточки" и ее дочерних проектов.
Вспомните, пожалуйста, на какие другие "детские" сайты вы опирались (пытались подражать, перенять что-то), когда создавали detochka.ru?
-"Деточка" - это еще один мой ребенок :) Да, мое влияние очень велико, на на
чальном этапе было еще больше, но растет она сама. Я не смотрела, как сделано "у других", я и сейчас не смотрю: если что-то очень хорошее и нужное, что мне в голову не пришло — форумчане сами донесут (и будут настаивать).
Когда все начиналось, были 7ya.ru, mama.ru, nanya.ru. Но это были большие
серьезные сайты, а я просто делала то, что мне интересно.
В российском интернете в настоящее время все больше женщин - чувствуете ли вы какие-то качественные изменения в интересе к детской теме со стороны рунетчиков (по сравнению, например, с 1999 годом)?
-Честно говоря, разницы в аудитории н
е вижу. Сайтов детских появляется все больше и больше, все более узкие темы становятся тематикой целых проектов.
Больше авторов, готовых писать на "детские" и семейные темы.
А вот качество обсуждений — не улучшилось точно. Именно потому, что в кабинете общаться проще, чем на стадионе. Даже с
теми же самыми людьми.
Почему было выбрано такое название - "Деточка.ру"? Были ли другие
варианты?
-Тогда мы искали свободный домен. Самые простые "родительские" слова были уже заняты. Сейчас понятно, что это к лучшему: у нас есть имя, а так бы пришлось придумывать "уникальное название прое
кта".
Я предлагала варианты — муж выбрал то, что ему больше всего понравилось. Но вариантов сейчас уже и не помню.
Как часто Деточка.ру меняла дизайн? Довольны ли вы нынешним вариантом?
-Тот, что сейчас — почти нравится. Можно было доводить его до идеала, но времени уже не оставалось. Пре
дыдущая версия совсем исчерпала себя и к новой структуре совсем не подходила.
До этого был еще один дизайн — сильно переработанный где-то в середине своего существования, а то, что было до этого, на "Народе", дизайном я бы называть не стала.
То есть это у нас получается 2.0. До того было 1.0 и
1.5.
Как вы в настоящее время позиционируете detochka.ru? Судя по About, "информационный семейный сетевой ресурс". К чему обязывает такое позиционирование?
-Никак не позиционируем. А в About - пишем о том, что получилось. Наверное, это неправильно, но о том, как я выгляжу в разных ипостасях
и какое место в сознании занимают мои проекты, я узнаю со стороны. А я только удивляюсь и соглашаюсь: "ведь верно, так и есть". И записываю чужие комплименты в раздел "О проекте".
Можете ли вы охарактеризовать проект detochka.ru в нескольких определениях?
-Дружеский, разносторонний, уверенный
, озорной.
Какие задачи вы и сайт detochka.ru ставите перед собой?
-Стратегическая задача исходно была такая: убедить максимальное количество сомневающихся, что "дети — это совсем не так сложно".
Задачи стать самым посещаемым родительским сайтом никогда не было и нет в данный момент. Такт
ические задачи по развитию есть, мы их решаем, не всегда ровно так, как планируется, но в целом, надеюсь, успешно.
Расскажите о наградах и премиях, которые detochka.ru получала.
-На заре существования проекта я пыталась добавляться в конкурсы - без особого успеха. Потом перестала. Так что еди
нственная наша "регалия" — одобрение Евы.ру.
Видите ли вы в рунете на сегодняшний день у detochka.ru конкурентов? Каковы ваши взаимоотношения?
-Я не верю в конкуренцию. Речь же не идет о том, что человек купит себе только один холодильник — только одной марки и только в одном магазине. Или пе
рвое место в выдаче поисковика по запросу "шкаф-купе" — всего одно. А вот статьи можно почитать на бесконечном количестве сайтов, и участвовать в жизни нескольких форумов никто не мешает, можно подписаться на все интересующие рассылки. Даже рекламные кампании проводятся на нескольких площадках сразу
. Поэтому с другими сайтами мы стараемся дружить, оказываем друг другу поддержку. Мы участвуем в новостных лентах на сайтах 7ya.ru, nanya.ru, sibmama.ru; с другой стороны — у нас есть своя лента "новостей друзей", в которой участвуют многие хорошие проекты.
Отмечу, что специально "с кем бы посот
рудничать" мы не ищем. Если кто-то приходит и предлагает нечто интересное для нас — мы только за. Беда в том, что все больше предлагают нечто интересное для себя, не несущее нам ничего полезного.
У Деточки.ру, кажется, есть детские дружественные проекты?
-В данный момент у "Деточки" три дочки
: игровая, закаливание, свадьба. Вот-вот родится четвертая — сайт, посвященный беременности и родам.
Когда информация, которую хочется показать, начинает теряться в общей массе — рождается дочка.
Расскажите, как на начальном этапе раскручивалась detochka.ru? Каким образом раскручивается прое
кт в настоящее время?
-Про раскрутку говорить сложно — активная фаза была в 2001 и 2003 годах, тогда все происходило совсем не так, как сейчас. Естественно, задавшись целью раскрутить сайт — читала советы и инструкции. Собственно, так узнала о поисковом продвижении, каталогах, обмене ссылками, ба
ннерах, контексте.
Сейчас какие-то специальные действия по продвижению не предпринимаются. С другой стороны — постоянно добавляются новые статьи, выпускаются рассылки; мы участвуем в качестве информационных спонсоров в разных мероприятиях, происходит обмен анонсами с давними и новыми партнерами.
Сколько человек работают над поддержкой detochka.ru?
-В данный момент сложно посчитать, сколько человек работают над "Деточкой". Скажем, модераторы и консультанты помогают добровольно и бесплатно, а это не один десяток человек, нам уже порой очень сложно договориться — в том числе и потому,
что человеком, который что-то делает добровольно и бескорыстно, практически невозможно манипулировать. Есть авторы статей, но они работают не только над "Деточкой", но и над проектами нашей с мужем семейной фирмы. Точно так же, как необходимую работу по поддержке при необходимости делаю теперь не од
на я, у меня уже рук не хватает, а сотрудники Webadvance. Сейчас выпустили первый номер бумажного журнала — это тоже была огромная работа.
Кстати, расскажите, пожалуйста, подробнее о печатном журнале. Нашла ли эта идея одобрение у читателей?
-Разговор про то, что "было бы неплохо..." велся не
сколько лет. Потом появился человек, Катя Кириллина, которая взяла на себя ответственность за то, чтобы журнал все-таки был сделан.
Форумчанам проект нравится, они с удовольствием присылают фотографии и статьи. Конечно, в Интернете и даже на нашем сайте информации больше, чем и в более толстом ж
урнале, нежели наш. Для меня журнал — это презентация сайта. А для многих моих собеседников — нечто материальное и понятное. В отличие от сайта.
Проект "Журнал" пока совсем маленький, новый; посмотрим, что из этого выйдет. Мне хотелось сделать журнал, не вызывающий усмешки у интернет-мамы. Надею
сь, нам это удалось.
Допустим, что на detochka.ru читатель зашел впервые. На что вы ему посоветуете обратить внимание? Как быстрее влиться в вашу семью и стать частью проекта?
-Тому, кто первый раз попал на "Деточку", сложно посоветовать что-либо, не зная его цели. Обычно люди заходят в поиск
ах ответа на свой вопрос. Потому для начала стоит почитать статьи на интересующую тему. Затем — форум. Зарегистрироваться, представиться в разделе "Знакомства и представления", заполнить информацию о себе, начать общаться. Создать галерею — загрузить свои и своего малыша фотографии, чтобы показать д
рузьям по форуму. Начать вести дневник (блог) и создать вокруг себя тот дружеский круг, ради которого, собственно, когда-то все начиналось. Можно и в конкурсах участвовать — как голосовать, так и присылать свои фото или рассказы.
Мы заметили, что конкурсам на Деточка.ру уделяется немало внимания
. Как активно в них участвуют читатели? Какой из конкурсов получился самым удачным?
-Да, конкурсы у нас проводятся постоянно. Очень активно люди участвуют в фотоконкурсах, конкурсах забавных фраз, а вот статьи пишут много меньше — видимо, требуется больше усилий затратить.
Вообще, конкурсы то
же были идеей форумчан, я только помогла оформить и организовать. Сейчас конкурсами занимается отдельный сотрудник, практически все вопросы Ира решает сама, а я не вмешиваюсь в то, что и без меня хорошо работает.
Расскажите, каким образом вы формировали и продолжаете формировать базу контента de
tochka.ru? На какие материалы сделан упор? Что вы точно не будете публиковать?
-Так как целью проекта является убедить сомневающихся в том, что дети — это не страшно, то и контент стараемся подбирать соответствующий.
Новые темы рождаются при просмотре вопросов и обсуждений на форуме. Что волн
ует людей — о том и пишем. Но и о полноте забывать не приходится: есть моменты, которые должны быть раскрыты. Посетители присылают статьи, просто так и на конкурсы; море информации на форуме, мы стараемся его творчески архивировать, помогая людям найти ответ на вопрос, который уже задавался.
Точ
но не стану публиковать материалы, которые противоречат моим убеждениям. Не с которыми я не согласна — таких материалов у нас много, а которые считаю вредными.
Информация на сайте как-то проверяется врачами, экспертами?
-Главная проверка информации — здравый смысл. Нет такого консультанта, ко
торый бы мог считаться "универсальным экспертом по выращиванию детей". Есть масса вопросов, на которые пока нет правильного ответа. Среди наших авторов есть и врачи, и психологи, и педагоги. Есть они и среди форумчан. Я очень благодарна тем, кто помогает спрашивающим на форуме. Мы не требуем ни у ко
го диплом, но, совсем чуть-чуть почитав форум, можно увидеть, кого действительно люди благодарят за помощь, а кто ахинею какую-то несет. В любом случае, все советы и рекомендации надо обдумать головой — ведь ответственность за ребенка "на Интернет" не переложить.
Какие разделы на detochka.ru наи
более популярны?
-Большая часть трафика приходится на форум. На нем — самые популярные разделы скрыты от тех, кто еще не стал форумчанином, практически из раздела единомышленников и ровесников открыты только "беременные" топики. Это было непростое решение, но только так мы смогли показать новым п
осетителям, что "Деточка" — это не только клуб давних знакомых.
Легко ли было раскрутить форум на detochka.ru, заставить читателей общаться, делиться проблемами, опытом? Есть ли какие-то сложности в жизни вашего форума?
-Про форум и его продвижение сейчас тоже писать сложно: пять лет — огромн
ый срок. В 2001 году не было "гугля" с его пиаром и "тица" у яндекса, про ссылочное ранжирование никто ничего не слышал и форумы не спамились. А потому было меньше барьеров для потенциального посетителя. Обязательная регистрация была излишеством. Форумов тоже существовало много меньше, даже техничес
ки организовать форум на сайте было сложнее.
Мне было интересно. Мне хотелось общаться, и я пыталась перенести на форум спонтанно завязывавшуюся переписку по почте на темы статей и рассылок.
Самое сложное — рост аудитории. Приходится придумывать правила, вмешиваться в чужие диалоги, решать про
блемы того, что кто-то не смог договориться. На мой взгляд, самая большая неприятность сейчас — это не спам ботами и даже не сообщения наивных людей, рекламирующих волшебные кошельки, примитивные пирамиды и супер-сайты. Пробившееся сквозь защиту в движке форума без особых раздумий удаляют модераторы
. Более всего мешает жить "скрытый маркетинг", делающийся неуклюже и раздражающе. Когда вдруг регистрируются несколько пользователей сразу только для того, чтобы рассказать, как хорошо они родили в "Евромеде", съездили туда на экскурсию или услышали только хорошее, или вдруг объявляются несколько фа
натов салфеток и подгузников строго фирмы "Pampers", часть из которых пишут с одного IP-адреса, то даже не самые продвинутые пользователи начинают интересоваться причинами такого странного явления. И пока эффективного способа оградить форум от таких персонажей я не вижу. Обсуждения фирм, товаров, кл
иник, советы и помощь в выборе — нужны. Это очень важная часть полезного общения на форумах. Но — полезны только искренние советы.
Сталкивается ли detochka.ru с воровством контента (тексты, фото)? Как вы с этим боретесь?
-Контент воруется, я не обращаю внимания. Особенно смешно, когда по мате
риалам форума пишут статьи в глянцевые журналы, перевирая ники и додумывая подробности. Те проекты, которые воровали контент несколько лет назад, уже прекратили свое существование. А републикацию с указанием авторства можно только приветствовать — это помогает распространению мыслей, заложенных в те
кст :)
Какова посещаемость detochka.ru?
-В сутки на сайт заходят 3,5-4,5 тысячи человек. В основном люди идут на форум: там и информации море, и точек зрения больше, и друзья, и возможность не только почитать, но и высказаться.
Можно ли говорить о портрете посетителя detochka.ru? Какой он
? Есть ли среди ваших читателей мужчины?
-Я скорее могу судить о портрете активного форумчанина, точнее, форумчанки. Это мама, как правило, двух детей, счастливая в браке (не обязательно в зарегистрированном), имеющая помимо семьи и другие цели и интересы. Изначально я делала проект для людей, по
хожих на меня. Сейчас аудитория несколько шире, но направленность на то, что проблемы надо решать, а не жаловаться на них — надеюсь, сохранилась.
Мужчины среди нас есть. Это и мужья форумчанок, которым стало интересно, чем увлечены их жены, и просто папы. Хотя, конечно, их значительно меньше, че
м мам.
Можно ли говорить, что detochka.ru - проект прибыльный?
-В данный момент проект не прибылен. В некоторые месяцы мы выходим на операционную прибыль даже с учетом оплаты авторам и редакторам, но о том, чтобы окупить купленный сервер в обозримом будущем, речи пока не идет. Самые стабильны
е доходы — Директ и Бегун. Сейчас прямые ссылки проект не продает, точнее, я выставила "запретительную" цену и размещаю только рекламу собственных клиентов. Выгодно — размещение баннеров через рекламные агентства. Но серьезно мы стали работать в данном направлении только в этом году, в основном — с
Адверт.ру, но не только. И то со мной приходится очень много возиться — с документами, со статистикой, за что я сотрудникам этого РА очень благодарна: для меня здесь все в новинку. Но вообще, с точки зрения пользы в материальном плане, — скорее, это делается для демонстрации возможностей и экспериме
нтов.
Как часто приходят письма от читателей? Что они думают о detochka.ru? У вас есть спецраздел отзывов о detochka.ru, однако он
какой-то бедный...
-Раньше, когда форума не было, я вела достаточно активную переписку с читателями. Сейчас каждый может высказаться публично. Раздел на сайте де
лался по итогам конкурса к четырехлетию форума, в котором как раз активности форумчане не проявили. А так — пишут, конечно, благодарят. Хотя для меня намного более ценной является не столько благодарность, сколько рассказы о том, что люди решились на что-то, чего боялись раньше. На второго или четве
ртого ребенка, на работу дома, на плавание ребенка в ванне или пересмотр требований к мужу. Собственно, польза от проекта — не в предоставлении информации или возможности пожаловаться на окружающий мир, а в том, что каждый может сделать свою жизнь лучше. И когда кто-то делает, и я знаю, что есть в э
том и небольшая моя помощь, — я понимаю, что живу не зря.
Проводит ли detochka.ru оффлайн-мероприятия для своих читателей?
-Оффлайн-мероприятия проводятся, но я бы не сказала, что их проводит Деточка.ру :) Договариваемся и собираемся где-нибудь в кафе или в парке. Значительно чаще происходят
локальные встречи — 2-4 семьи, которые познакомились на Деточке и перенесли дружбу в оффлайн.
Случались ли с detochka.ru какие-то смешные, курьезные ситуации?
-Смешные случаи — сложно так быстро сообразить. Для меня смешнее всего две ситуации: когда предлагают прорекламировать проект за деньг
и и когда говорят, чтобы какой-то вопрос решили в бухгалтерии, юридическом или ИТ-отделе, пытаются у меня найти директора по маркетингу или что-то в этом роде.
Можно ли узнать о ближайших планах detochka.ru? Кем вырастет
Деточка? :)
-"Деточка" растет в маму: создаются и развиваются дочерние
проекты. Мы за последний год добавили очень много статей, систематизировали разделы, много сил сейчас вложили в это, а оказалось, что для постоянных посетителей "Деточка" — это форум. Приходится учитывать их мнение. Что в результате получится — пока не очень понятно. Глобально мы сейчас движемся к т