Начиная с конца восьмидесятых годов, имя актрисы Елены Яковлевой постоянно связывалось с фильмами и сериалами, 'о которых говорили'. Небольшая, но очень яркая роль в 'Плюмбуме', огромный успех 'Интердевочки', снятой по нашумевшей повести Кунина, княжна Чечевинская в 'Петербургских тайнах', и наконец, сыщица–интеллектуалка в сериале 'Каменская', основанном на бестселлерах Александры Марининой – эти и другие роли способствовали огромной популярности Яковлевой, которая к этому времени была к тому же одной из наиболее ярких актрис театра 'Современник'.
Место рождения Елены Яковлевой – маленький украинский город Новоград-Волынский в Житомирской области (5 марта 1961 года). Ее отец, Алексей Николаевич, был военнослужащим, и семья часто переезжала из гарнизона в гарнизон. Зачастую единственным развлечением в военном городке были фильмы, которые Лена смотрела каждый вечер. Школу девочка окончила уже в Харькове, однако получать высшее образование не спешила. Она сменила несколько мест работы – комплектовщицы на заводе, библиотекаря в университете, картографа - и собирала деньги на обучение в столице. О приемных экзаменах в ГИТИС Елена вспоминает со смехом. В подготовленном ею отрывке из 'Воскресения' Кат
юша Маслова становилась на колени - и абитуриентка сделала то же самое. При это она наткнулась коленкой на гвоздь в полу, по лицу потекли настоящие слезы, а приемная комиссия вскочила, чтобы разглядеть, что же случилось. Для чтения басни рядом с Еленой поставили стул, и девушка, недолго думая, взбиралась на него, изображая ворону, затем ходила вокруг в образе лисицы. Третий подготовленный Яковлевой отрывок комиссия даже не стала смотреть, более того, по просьбе председателя комиссии В. Андреева, принявшего Елену на свой курс, ей помогли со сдачей экзаменов по общеобразовательным дисциплинам.
Дебют Елены Яковлевой и на сцене, и на экране, состоялся ещ
е в студенческие годы. В 1983 году она снялась в музыкальной сказке 'Двое под одним зонтом' (Лера), и в этом же году сыграла небольшой эпизод в спектакле 'Современника' 'Дни Турбиных' - правда, после длительных репетиций эпизод с изнасилованием девушки то белыми, то красными заменили криком Елены за сценой. Ко времени обучения относится и ее недолгий брак с однокурсником Сергеем Юлиным, в настоящее время худруком Забайкальского драматического театра. В 1984 году, сразу же после получения диплома, единогласным решением худсовета Яковлева была принята в труппу театра 'Современник', и получила роль Гитель в спектакле 'Двое на качелях'. За этим последовал
и Наташа в 'Трех сестрах', начмед в 'Навеки двадцатилетние' и другие роли. Не заставили себя долго ждать и приглашения от кинорежиссеров. В 1986 году Елена Яковлева сыграла яркую роль манекенщицы Марии в фильме 'Плюмбум, или опасная игра', получившем золотую медаль на Венецианском фестивале. За этой ролью последовало еще несколько, но настоящим громким успехом молодой актрисы стала главная героиня 'Интердевочки' Тодоровского (1989). Одновременно с Еленой на роль Тани Зайцевой претендовали Татьяна Догилева, Ирина Розанова и Ингеборга Дапкунайте. Однако, после длительных раздумий, режиссер отдал предпочтение Яковлевой – и не ошибся. Эта роль была призна
на лучшей на кинофестивале в Токио, на международном кинофестивале 'Созвездие' и по итогам опроса журнала 'Советский экран', Елена также была награждена премией 'Ника'. В этом же году вышел еще один фильм с Яковлевой в главной роли – 'Лестница' Алексея Сахарова. За эту работу Елена была отмечена как лучшая актриса на Римском фестиваля, однако успеха 'Интердевочки' ей повторить не удалось. Еще одну премию 'Ника' уже известная актриса получила за роль Ани Крюковой в отмеченной многими наградами ленте Тодоровского 'Анкор, еще анкор!'. Елена очень жалеет, что не смогла сняться в 'Утомленных солнцем' - в тот раз удача улыбнулась Ингеборге Дапкунайте. Актри
са обрела и личное счастье: в 1990 г вышла замуж за актера 'Современника' Валерия Шальных, а в 1992 году родила сына Дениса. В 1995 году Яковлева впервые снялась в телесериале, и тоже успешно. 'Петербургские тайны', в основу которых был положен старинный социально-авантюрный роман В. Крестовского, очень понравились телезрителям. За этим последовал детективный сериал 'Каменская', который был просто обречен на высокий зрительский рейтинг и выходил в течение пяти сезонов. Как нельзя удачнее складывалась и театральная карьера. После трех лет работы в театре Ермоловой (1986 – 1989 гг.) Елена Яковлева возвратилась в 'Современник', и стала одной из его ведущ
их актрис, наряду с Лией Ахеджаковой и Чулпан Хаматовой. Постановки 'Пигмалиона', 'Играем... Шиллера' и 'Пяти вечеров', в которых Елена исполняла главные роли, стали жемчужинами репертуара. За эти и другие роли Яковлева получила звание заслуженной, а позднее – народной артистки РФ, а также Государственную премию в области театрального искусства (2001).
С 2000 по 2005 года Яковлеву можно было ежедневно видеть и на телевидении – на канале 'Россия' совместно с Кларой Новиковой она вела ежедневное ток-шоу под названием 'Чего хочет женщина', работая буквально на износ. Новым ярким образом на экране стала роль Риты в фильме Тодоровского 'Мой сводный брат Ф
ранкенштейн' (2004), за которую актриса была награждена 'Золотым орлом' (2004). В этом же году Яковлева получила и премию 'ТЭФИ'. В сериале 'Преступление и наказание' (2007) Елена Алексеевна сыграла Пульхерию Александровну, не побоявшись, несмотря на эффектную внешность и стройную фигуру, переступить возрастные рамки своего амплуа. Неожиданностью для поклонников 'Интердевочки' стала и ее роль Кабанихи в спектакле 'Гроза'. Впрочем, и знакомые, и корреспонденты единодушно отмечают, что известная актриса не склонна к внешним эффектам, одевается скромно и никогда не выставляет напоказ свой звездный статус. Немаловажно, что сразу же после 'Интердевочки' Як
овлева получила лестное для многих приглашение на съемки в 'Плейбой' - однако очень корректно и категорично отвергла его.
Переход Елены на роли мам и бабушек привел к большому количеству приглашений на съемки в сериалы. Правда, ни один из них не достиг уровня 'Каменской', после шестого сезона которой Яковлева заявила, что сниматься в его продолжениях больше не будет. Шоком для театральной Москвы стал и уход актрисы из 'Современника', который она сама объяснила разногласиями с худруком театра Галиной Волчек и необходимостью в течение многих лет играть один и тот же, хотя и очень успешный, репертуар. Но Елена Яковлева не рассталась со сценой. Она подг
отовила несколько антрепризных спектаклей, в первую очередь 'Территорию любви', поставленную специально для нее режиссером В. Панковым. Событием на телеэкранах стал и сериал 'Вангелия' (2011), в котором Яковлева исполняет роль знаменитой болгарской прорицательницы в преклонном возрасте. Об этом сериале ходило немало мистических слухов, но Елена Алексеевна утверждает, что Ванга подавала знаки о том, что довольна ее исполнением. Актриса продолжает много сниматься – на 2015 год запланирован выход на экран трех новых проектов с ее участием. Немногое свободное время Елена Яковлева уделяет своей семье, четырем собакам и выращиванию цветов на дачном участке.