Сразу после всемирного триумфа фильма Никиты Михалкова "Очи черные" о Елене Сафоновой заговорил весь мир. Ее стали узнавать на улицах зарубежных городов, а продюсеры - наперебой приглашать к себе сниматься. Некоторое время спустя после этого Елена вышла замуж за французского актера и переехала жить в Париж... Но в последнее время Елену все чаще можно видеть в Москве.
Она много снимается, участвует в кинофестивалях, получает призы за свои роли. И попрежнему не очень любит давать интервью.
- Елена, названия большинства фильмов, где Вы снимались, напрямую связаны с главными героинями: "Зимняя вишня", "Софья Ковалевская", "Возвращение Баттерфляй", "Президент и его женщина", "Принцесса на бобах", "Аккомпаниаторша", "Мадемуазель", "Женщина на ветру"... Настоящие роли-лидеры. А в жизни Вы тоже лидер?
- Лидер? Пожалуй, нет. Просто благодаря воспитанию моих родителей (папа - известный актер Всеволод Сафонов, мама - Валерия Рублева, режиссер "Мосфильма" ) я всегда говорила и думала то, что считала нужным. Да, у меня есть характер. А какая нормальная актриса может быть без характера?
- Рассказывают, что Вы, едва поступив во ВГИК, умудрились поссориться с мастером и, забрав документы, ушли в другой вуз. Или вот свежий пример: Вы оставили мужа и сына в Париже, а сами уже долгое время работаете в Москве. К тому же иногда ссоритесь, говорят, с продюсерами. Бунтарствуете?
- Бунтарство здесь ни при чем. Это, скорее, позиция уважающего себя человека. Во всяком случае, я хотела бы себя уважать. А что касается инцидента со ВГИКом, то я ни с кем не ссорилась. Это руководство института поссорилось со мной. Все творческие институты при советской власти считались строго идеологическими. Им очень не понравилось, что я дружу с диссидентом. Моего приятеля не приняли по этим соображениям во ВГИК, и он решил уехать в Америку. Страшный грех по тем временам. Я не намерена была прерывать с ним отношения, даже если
это кому-то не нравилось.
- Кто влиял на Вас в детстве?
- Мое детство проходило среди взрослых людей, чрезвычайно порядочных, веселых, умеющих жить в свое удовольствие. Я имею в виду родителей и их друзей. В нашем доме часто бывали замечательные актеры: Евгений Леонов и Анатолий Папанов. Мне нравилось, как живут мои родители: без оглядки, дружно. Мои нынешние друзья в чем-то похожи на них. Мы встречаемся на разных широтах, в разных странах, городах. Иногда случайно, и от этой неожиданности радость бывает еще больше. Мне по душе эта новая возможность: уезжать и приезжать куда и когда захочется. Можно сказать, что я приблизилась к тому, о чем мечтала в детстве, - жизни без границ, без жизненных программ. Такая полуцыганская жизнь мне нравится.
- В кругу Ваших друзей есть люди, от которых Вы зависите по профессии: продюсеры, режиссеры?
- Дело не в профессии, а в человеческих качествах.
- Значит, ни Михалков, ни Дыховичный этими качествами не обладают?
- Почему? Просто мы редко видимся. Никита Михалков - великий режиссер. И как бы я ни оценивала свою роль в фильме "Очи черные", я бесконечно благодарна Никите за его человеческое участие. Он помог мне решить некоторые личные проблемы. Я же была "невыездной" из-за того мальчика во ВГИКе. А Никита решил эту проблему, и я смогла сниматься в Италии вместе с такими выдающимися итальянскими актерами, как Сильвия Мангана, Марчелло Мастроянни, Марта Келл
А что касается Вани Дыховичного, у которого я сыграла в "Музыке для декабря", то это был праздник на съемочной площадке. У нас с ним произошло как бы... слияние душ. Он очень талантливый человек. Но еще с ним очень легко на площадке. Он не давит. А это безумно важно для актера. Я знаю одного очень хорошего режиссера, но страшного вампира. Даже если результат от работы будет положительный, ощущение вампиризма не забывается. Он такой хитрец! Ты даже не заметишь, как тебя уже изнасиловали.
- Кто Ваш любимый режиссер?
- У меня нет любимых режиссеров. У меня со всеми хорошие отношения. Каждый режиссер, если даже я ругаюсь с ним или ненавижу на съемках (только из-за творческих разногласий, не личных), играет определенную роль в моей жизни.
- Звезды, говорят, капризны?
- Я - нет.
- Ни для кого не секрет, что довольно часто на съемочной площадке бывает так: если собираются две звезды, начинается перетягивание одеяла в свою сторону. С Вами подобное не происходило?
- Я слышала об этом. Но никогда сама в подобных актах самодемонстрации не участвовала. И вообще к артистам отношусь очень хорошо, как к самой себе. Потому что знаю, что это за сумасшедшая профессия. Нужно беречь друг друга. Мой любимый партнер - Виталий Соломин. После "Зимней вишни" мы снимались с ним не единожды, и каждый раз при встрече я радуюсь ему, как близкому родственнику Мне нравится его немногословность, человеческая тепло
а. Близкие чувства я испытываю и к Ивару Калниньшу. Хотя они абсолютно разные.
- А какой Мастроянни партнер?
- Если откровенно, он не произвел на меня большого впечатления ни как актер, ни как человек. Но с ним было очень удобно работать на площадке: тихий, незаметный дядечка.
- Кого из мировых актеров Вы считаете выдающимися?
- Прежде всего, Анну Маньяни. Когда я ее увидела впервые на экране, это было настоящее потрясение. Не говоря уже о Роберте де Ниро и Аль Пачино. Из наших в молодости обожала Марину Неелову - не похожа ни на кого.
- Чего Вы никогда не позволите по отношению к себе?
- Не люблю хамства. Я имею в виду беспардонное влезание в твою жизнь, когда ты этого не хочешь. Больше всего в жизни не выношу, когда моим именем манипулируют.
- Что Вы имеете в виду?
- У меня есть, к сожалению, такой опыт. Но я не буду об этом говорить, называть имена. Потому что мы близкие люди. Этот конфликт неразрешим.
- Имя, репутация для Вас важны?
- Безусловно. Если я подписала контракт, пришла на съемочную площадку, то не уйду, пока не закончу свою работу, нравится мне это или нет.
- Значит, уроки западного кинопроизводства Вас чему-то научили. И все разговоры о строптивости Сафоновой - миф?
- Да, я считаю, что правила игры надо соблюдать. Если мне сказали прийти на грим в 9.00, то я буду в 9.00, потому что так захотелось гримеру, а не в 12.
- Все, кто видел "Принцес
су на бобах", где Вашим партнером был продюсер фильма и актер Сергей Жигунов, сочли, что между вами сложились некие романтические отношения. А потом заговорили, что у Вас случился с ним большой производственный конфликт, что-то из-за денег...
- Давайте оставим эту тему без комментариев.
- А где, когда и как Вы познакомились со своим французским принцем?
- В Париже. Случайно. В компании на вечеринке. Французский режиссер пригласил меня на главную роль в фильме "Аккомпаниаторша". Мы должны были играть любовь.
- Кто из вас первым обратил на другого внимание?
- Самуэль. Он видел меня в фильме Михалкова. Сказал, что был потрясен. А на вечеринке никак не мог поверить, что это я и есть. Боялся ко мне приблизиться. А когда я увидела, что у него во время разговора со мной дрожит бокал в руке, мне стало смешно, хотя было и приятно. Я стала подшучивать над ним. А закончилось все признанием в любви. Наш роман был стремительным.
- И что было потом?
- А потом я вернулась домой и стала собираться замуж.
- Как Вы думаете, чем Вы привлекли мужа? Может быть, тем, что Вы похожи на француженку?
- Не знаю, чем я понравилась, тем более что абсолютно на француженку не похожа. Когда я нахожусь среди французов, то выделяюсь, как белая ворона.
- Ваш муж - известный актер?
- Он, конечно, не звезда, как Ален Делон. Но известен в театральном кругу.
- Кто из вас первым сказал: "Хочу ребенка!
- Мы хотели детей оба. Старшему, Александру, уже семь лет. А младшему, Ивану, - пять.
- Русские имена. А как называет сыновей муж?
- Как и принято у французов: Ваня, Саша (ударение на последний слог).
- Что Вас больше всего поразило во французах?
- То, что там в порядке вещей, когда мужчина может преспокойно жить за счет женщины. Что финансирование в семье ведется раздельно: есть свой счет у жены и у мужа. Я ничего этого не знала. Вначале была в шоке. Но когда стала сама так жить, то мне это даже понравилось.
- Что именно?
- Быть финансово независимым человеком.
- A как решаются в вашей семье важные проблемы, приобретения?
- Муж может сказать: я плачу свою долю. А может и не сказать. В каждом отдельном случае решение индивидуальное.
- Сейчас Вы считаете себя достаточно адаптированной к французской жизни. Или все-таки есть вещи, с которыми Вы никогда не захотите примириться?
- Я считаю себя вполне адаптированной. Но при этом убеждена, что так жить не хочу. Хотя есть русские женщины, которые прекрасно живут там, потому что сами поменялись. Или смирились. Мне помогло то, что я очень быстро поняла, что так живут они все. И что-либо менять бесполезно. Тебя просто не поймут. Значит, надо идти на компромисс. И какое-то время мне это удавалось.
- Ну а если бы Ваш муж был богатый, очень богатый человек, что-нибудь изменилось бы?
- Вряд ли.
- Почему?
- Я думаю
такой муж меня не заинтересовал бы. Я с подозрением отношусь к очень богатым мужчинам. Потому что знаю, что значит зарабатывать огромные деньги. У меня сразу к такому человеку возникла бы масса вопросов, на которые он вряд ли смог бы мне ответить. К тому же можно быть очень богатым в бедности и несчастным в богатстве.
- Так почему все-таки последнее время Вы живете в Москве? Вы так мощно стартовали во французском кино: пять фильмов за шесть лет. Абсолютный рекорд для русской актрисы на Западе! Неужели все-таки ностальгия заела?
- Я не могу жить во Франции по одной простой, но принципиальной причине: там цивилизация полностью заменила культуру общения. Все пропитано прагматизмом. У них другие критерии, ценности в жизни. Я как-то спросила мужа, о чем думают французские актеры, когда играют. "О деньгах", - был ответ. Там руку помощи вам никто не протянет. И не ждите. Там давно уже ничего не происходит. Вся жизненная и творческая энергия, по-моему, аккумулировалась сейчас в Москве. Здесь у меня настоящие друзья, интересная работа, квартира, старший сын.
- Но все-таки какие-то положительные эмоции от семилетней жизни за рубежом у Вас остались?
- Конечно. Там хорошо рожать. Хотя и дорого. Младший появился на свет в Париже. Система такова: приходишь в больницу, как на прием к педиатру, а выходишь с ребеночком. Ни тебе моральной боли, ни физической.
- А еще повторить не хотите?
- Лично я - н
ет.
- А что для Вас важнее сейчас - карьера, творчество?
- Материнство. Это ведь тоже процесс творческий. Но дело тут в другом. Просто у меня все сбылось. Я вполне удовлетворена тем, чего достигла. Тьфу-тьфу-тьфу! Конечно, если бы я начала рожать раньше, то отважилась бы, наверное, и на третьего. А сейчас тяжеловато, физическую форму сложнее восстанавливать. Я не понимаю наших молодых актрис: не хотят рожать. А потом выясняется: и творческая судьба не сложилась, и семьи нет.
- Что касается физической формы, Вы дадите сто очков многим более молодым актрисам. Есть личный рецепт?
- Нет. Просто перед съемками два-три дня не ем ничего. Только пью много воды, соков. И чуть-чуть шоколада. Из алкоголя употребляю только вино. За лицом стараюсь следить, а с волосами ничего не делаю.
- На церемонии вручения призов в Канне Вы были в очень элегантном, даже роскошном туалете.
- Это платье от Армани - подарок Марчелло Мастроянни. Очень люблю этот наряд. Тогда я впервые участвовала в столь высокой церемонии. И дрожала, как первоклассница, ноги подкашивались от страха. Никогда не предполагала, что выходить на сцену не в образе, а от своего имени так волнительно. Притом, что я несколько лет проработала в театре Комиссаржевской в Петербурге, сыграла много ролей. И ничего подобного не испытывала. Но как любая женщина, люблю праздники, приемы, когда можно красиво одеться, быть объектом внимания многих людей, нр
виться им.
- У Вас есть любимая марка духов. Дом моды, украшения?
- К любимым запахам отношусь консервативно. Первые мои духи - "Диорелла Кристиан Диор" и "Шанель N 5". И если увлекаюсь какими-то новинками, то все равно возвращаюсь к прежним, испытанным запахам. В выборе одежды определяющим является не название фирмы, а модель. Я способна пойти на риск, если уверена, что данный фасон меня не искорежит. К дорогим украшениям абсолютно равнодушна. Не ношу. Только кольца. Если к тому же это подарок.
- Что-то изменилось в Вас с появлением детей?
- Да, конечно. Кончились мои проблемы с весом, с полнотой. А если серьезно, я сейчас скажу крамольную вещь: с появлением сыновей моя карьера стала для меня менее важна. Нет, я не служу своей профессии. Это была бы такая ложь! Более того, я вам скажу, я занимаюсь этим только ради своего удовольствия. Ну и, конечно, ради заработка.
- Тем не менее сегодня Вы одна из самых активно снимающихся наших актрис. За три последние года - четыре главные роли. При нашем малокартинье это о чем-то говорит.
- Да, меня любят режиссеры и зрители. Я очень этим дорожу. И объясняю это тем, что вначале был застойный период в кино, когда снималось мало картин и плохих. А теперь есть, что делать, и меня позвали.
- А как же семья, муж? Он не ревнует?
- Ему это не нравится. Но я хочу жить своей жизнью.
- Не эгоизм ли это? Где же женское смирение?
- Может быть,
гоизм. Но криминала здесь я не вижу. Я очень спокойно отношусь к тому, что у моего спутника есть своя жизнь. Ее надо уважать. У каждого она должна быть.
- А как с поклонниками и поклонницами? Вы тоже в этом вопросе договорились?
- Не договорились. Я очень ревнивая. И если правила нарушаются, я устраиваю сцену. Совершенно неприличную.
- Как? Неужели деретесь?
- Нет. Я просто предлагаю выбрать между нами в очень жесткой форме. Это очень помогает.
- А Вам подобный ультиматум муж не выставлял?
- Очень часто. Меня это забавляет. Ревнует - значит любит. Мне вообще нравятся женщины, которые относятся к себе с уважением и любовью, знают себе цену. И понимают тот предел, за который переступить нельзя.
- Вы увлекающаяся женщина?
- Да. Я влюбчивая. Особенно на съемочной площадке. Это помогает. Не вижу ничего здесь дурного. В жизни позволено все, я считаю, кроме того, что можно назвать подлостью. Глупо делать вид, что ты святая Дева Мария. Святых на земле нет. Я не ханжа. И буду делать то, что доставляет мне удовольствие, кроме смертных грехов. Жизнь очень хороша. Это я поняла сравнительно недавно. Даже с неудачами, срывами - это жизнь. Поэтому имеет смысл все пережить.
- У Вас есть способы выхода из кризисных ситуаций?
- Плачу. Жалею себя. Но понимаю, что все это не вечно. Я вновь стану прекрасной.
Исходный текст: "Возвращение принцессы", журнал ELLE/Россия/ No.25, сентябрь 199