Елену Образцову называли лучшей Кармен на мировой оперной сцене. Этой великой певице было по плечу все - сложнейшие партии для меццо и для сопрано, рвущие душу романсы, современная классика и оперетта. При одном только ее появлении на сцене зал взрывался аплодисментами. Судьба не щадила гениальную женщину – но не смогла отнять у нее ее таланта и достоинства, и длинный список ее наград и почетных званий лишь в малой степени отражает подлинные заслуги Образцовой перед искусством.
Одна из величайших оперных певиц современности, Елена Васильевна Образцова, родилась перед самой войной – 7 июля 1939 года. Ее родители жили в Ленинграде. У отца Елены, Василия Михайловича, был прекрасный баритон, он хорошо играл на скрипке, однако выбрал профессию инженера, и, по словам певицы, относился к пению со сцены чрезвычайно критически. Начало войны застало Лену с матерью, Натальей Ивановной, в Ленинграде, откуда они смогли выехать по льду Ладоги только в 1943 году. Первыми воспоминаниями девочки стали обстрелы, голод, смерть людей. По возвращении из эвакуации семью ждало новое испытание – их квартирой и вещами завладели посторонние люди, и лишь немногое из имущества семьи удалось выкупить назад. Однако среди выкупленных вещей был патефон и пластинки, под которые девочка распевала с утра д
о вечера. Она выучила наизусть 'Сильву' и заявляла, что будет петь в оперетте. Поступив в школу, Лена сразу же записалась в школьный хор, затем стала петь в хоре Ленинградского дворца пионеров. В 1954 году она впервые солировала на концерте, однако в этом же году Василий Михайлович был переведен на работу в Таганрог, и семья отправилась за ним.
В Таганроге Елена стала заниматься пением в музыкальной школе им. Чайковского. Однажды после отчетного концерта, девушка получила приглашение поступить в Ростовское музыкальное училище, и была принята сразу на второй курс. Однако отец категорически возражал против профессиональных занятий вокалом, и после возвращения в Ленинград Елена поступила на подготовительное отделение радиотехнического института. Однако девушка решила по-своему – втайне от родителей о
тправилась на экзамены в Ленинградскую консерваторию и успешно преодолела огромный конкурс. Дома разразился огромный скандал, отец перестал разговаривать с дочерью, и смягчился лишь тогда, когда в 1962 году, будучи третьекурсницей, Елена победила на Всесоюзном вокальном конкурсе им. Глинки и на фестивале молодежи в Хельсинки. А еще через год она вышла на сцену Большого театра, спев Марину Мнишек в 'Борисе Годунове'. Став солисткой Большого, Елена перешла на заочное обучение, а на своем выпускном экзамене в 1964 году получила невиданную оценку – 'пять с плюсом'.
В этом же году Елена Образцова отправилась на свои первые зарубежные гастроли. Она пела небольшие партии – княжну Марию в 'Войне и мире', гувернантку в 'Пиковой даме', однако ее исполнение привлекло внимание искушенной итальянской публики и
вызвало одобрительные статьи в прессе. За очень короткий срок Елена Образцова добилась признания как у себя на Родине, так и за рубежом. Большой диапазон голоса, бархатистый тембр, мощное звучание, яркая внешность и умение держаться на сцене завоевали сердца миллионов поклонников. Знаменитый импресарио Сол Юрок называл Образцову певицей экстра-класса, режиссер Франко Дзефирелли ставил ее в один ряд с Анной Маньяни в кино и Марией Каллас на оперной сцене. В 1974 году в Барселоне она участвовала в своеобразном соревновании. Театр 'Лисео' показал четыре постановки 'Кармен' с разными исполнителями – и постановка Дзефирелли с Образцовой в главной роли была признана лучшей! Критики отмечали не только великолепные вокальные данные певицы, но и глубокую психологическую трактовку образа, своеобразие ее пе
емещений по сцене. Считается, что именно Образцова заложила основы концептуальных оперных спектаклей, которые получили развитие десятилетия спустя. Певица триумфально выступала на Сезоне оперы в Сан-Франциско (1975), на сцене нью-йоркского 'Метрополитен' (1976-77), на фестивалях в Оранже (1979) и Зальцбурге (1978). Специально для нее писал музыку Григорий Свиридов, а в 1986 году Елена Образцова сама выступила в роли режиссера, поставив 'Вертера' на сцене Большого театра.
Певица исполнила более 85 оперных партий на сценах почти всех известных оперных театров мира, ее концертные программы включали произведения более чем ста авторов и множество жанров. Елена Образцова приняла участие в создании 10 оперных альбомов с величайшими дирижерами и исполнителями, записанных на ведущих студиях мира. Она снима
лась в телевизионных постановках, таких как 'Кармен', 'Веселая вдова', 'Сельская честь' и других, а в 2000 году даже оказалась в центре скандальных слухов, исполнив роль главной героини-мазохистки в спектакле 'Антонио фон Эльба' у Романа Виктюка. В 2003-2004 годах певица исполняла джазовую концертную программу вместе с оркестром Бутмана. С 1973 года Елена Васильевна являлась преподавателем, а с 1984 года – профессором Московской консерватории, она также вела преподавательскую деятельность в Японии. В 2007-2008 годах Елена Образцова руководила оперной труппой Михайловского театра в своем родном городе, и создала там центр работы с молодыми исполнителями. Кроме того, в Москве работает созданный ею благотворительный фонд, направленный на поддержку музыкального искусства.
В жизни певицы была и великая
любовь, и великая трагедия. Ее первый муж - физик Вячеслав Макаров, которому она в 1966 году родила дочь Елену. Однако через семнадцать лет семейных отношений, которые многие могли бы назвать идеальными, к певице пришла большая любовь. Ее новым избранником стал дирижер Большого театра Альгис Журайтис, с которым она прожила двадцать лет. Смерть Журайтиса в 1998 году стала для певицы огромной трагедией, из которой ей пришлось выходить очень долго. В 2014 году Елене Образцовой был поставлен страшный диагноз – белокровие. В клинике Лейпцига ей сделали сложную операцию по пересадке костного мозга, однако улучшение не наступило. Последним, что Образцова исполнила для навестивших ее друзей, стала неаполитанская песня Musica proibita ('запретная музыка'). 15 января 2015 года великая певица ушла из жизни.