«Школы российской глубинки напоминают мне развалившиеся совхозы со спившимися доярками», — заявил в Красноярске на IX Всероссийской педагогической конференции один из именитых столичных гостей. Директор железногорского лицея N103 «Гармония», заслуженный учитель России Елена Дубровская такую оценку считает унизительной. По ее мнению, хорошее образование есть не только в столице, но и в регионах.
ПО ИТОГАМ Всероссийского конкурса лицей вошёл в десятку лучших образовательных учреждений России. До этого ни одной школе края не удавалось добиться такого успеха.
18 лет назад в этом лицее ввели гендерное (раздельное) обучение — классы мальчиков и девочек. В то время это было новшеством не только в крае, но и в целом по стране. Однако, как известно, новое — это хорошо забытое старое. Институты благородных девиц и кадетские корпуса для юношей существовали ещё в дореволюционной России.
Споры о том, стоит ли отдавать детей в такую школу, не прекращаются до сих пор. Сама же Елена Дубровская уверена, что за гендерным обучением — будущее.
— РОССИЙСКАЯ школа сегодня феминизирована, мужчин-педагогов — единицы. Учитель-женщина в силу своих особенностей на уроке видит только девочек. Они более старательные, аккуратные, вызывают умиление у педагога (подчеркиваю — женщины), и она им ставит «пятерки». А мальчишки-непоседы получают «тройки» и привыкают быть подавленными среди девчонок-аккуратисток. Мы ещё в начальной школе губим будущих мужчин. Поэтому я согласна с учёными, которые утверждают, что одинаково учить девочек и мальчиков — преступление. К знаниям они идут разными путями.
— Но обучаются-то по одним учебникам!
— И в этом большая проблема. Скажу больше — большая часть учебников написана для мальчиков. Откройте математику за 6-й класс: бульдозер, шагающий экскаватор, гравийное поле и т.д. Слова, которые для девочки непонятны предметно.
Или, к примеру, в программе физкультуры записано: ученик должен вырабатывать выносливость, силу. Скажите — зачем сила девочке? Ей нужны совсем другие качества — терпимость, гибкость, умение беречь себя.
— Елена Николаевна, у раздельного обучения есть как сторонники, так и противники. Основной недостаток, по мнению некоторых, — потеря навыка общения с противоположным полом. Детям из раздельных классов прочат трудности при обучении в вузах и в дальнейшей жизни.
— Преимущество нашей системы в том, что ребята учатся не в отдельных школах для мальчиков и девочек, а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Такая форма позволяет избегать недостатков раздельного обучения, сохраняя его преимущества. Что касается общения, то в нём недостатка нет — на переменах, в спорте, танцах, походах. Врачи, психологи, генетики, педагоги считают, что это благо. В биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на 2 года. Особенно это заметно в начальных классах. Лишь к десятому классу они выравниваются. Отсюда — ненужные комплексы, психологические стрессы. А всё должно быть в гармонии.
В смешанных классах нередко мы сталкиваемся с ситуациями, от которых становится грустно. Когда девчонкам говоришь о силе парней, они показывают на маленького щупленького пацана и спрашивают: «Он — защитник?» Да и девочка, если она на полголовы выше мальчика, не воспринимается им как «воплощение нежности».
— Слышала, что лондонские учёные провели исследования и пришли к выводу, что у выпускниц школ для девочек гораздо больше шансов преуспеть в жизни, чем у мужчин. Оказывается, данный способ обучения не оказал никакого влияния на карьеру выпускников школ для мальчиков.
— Для девочки раздельное обучение — благо. Они успешнее, чем парни, сдают ЕГЭ — даже по математике. У них лучше здоровье, чем у их сверстниц из смешанного класса.
Но и выпускники классов мальчиков — самые успешные. Они не только хорошо учились в школе, участвовали в различных олимпиадах, но и 100% выпускников таких классов поступают в институты.
— ЕЛЕНА Николаевна, ваша школа вошла в десятку лучших в России. Сложно было состязаться со столичными образовательными учреждениями?
— Победа в конкурсе далась непросто. И главным препятствием было именно раздельное обучение. Мы прошли 3 тура, и на всех этапах члены жюри не скрывали, что относятся к такой форме обучения отрицательно. Мы даже поспорили с председателем комиссии Эдуардом Никитиным (который, как выяснилось, сам учился в школе для мальчиков), и он сделал вывод, что в этом нет ничего хорошего. Заметьте, это сказал директор института повышения квалификации учителей РФ, главный оператор национального проекта «Образование»…
— И что вы ему ответили?
— Сказала — да вы, может, всего этого и добились благодаря тому, что учились в раздельном классе. Но больше всего меня «убивали» вопросы: «Красноярский край находится за или перед Байкалом?» (так коллеги-соперники демонстрировали свое незнание географии); «Туалет — на улице или в помещении?»; «В школе один этаж или два?» Москвичи даже мысли не допускают, что у нас возможна цивилизация.
— Интересно, как вас поздравил с победой губернатор? Ведь это достижение не только ваше, но и всего края.
— Пока никак. Но мы надеемся…
— Знаю, вас одну из немногих пригласили на встречу с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым, когда он был с визитом в Красноярске. И даже дали возможность выступить. Что сказали московскому чиновнику?
— Во-первых, поблагодарила за национальный проект «Образование». Наконец-то спросили за результат, а не за процесс, как было раньше. Во-вторых, сказала об отношении Москвы к глубинке. В последнее время очень часто в выступлениях московских чиновников от образования сквозит: столичное образование — лучшее, столичные дети — особые, соответственно, ресурсы надо направлять туда, и т.д. Хочется спросить: а у нас что — не дети?
Недавно по телевидению уважаемый мною режиссер Карен Шахназаров произнёс фразу: «Какое может быть образование в тьму-таракани — Сибири?» Да хорошее у нас образование, уважаемые господа. Жаль, что вы об этом не знаете.
Я бы предложила следующий национальный проект назвать «Мы — вместе». Пока на федеральном уровне не поймут, что мы одна страна, — ничего не изменится, и обида на Москву не пройдёт. Думаю, первый заместитель председателя правительства, приехав в российскую глубинку, понял, что и наше провинциальное образование ничем не хуже столичного.
— Как отреагировал Медведев на выступление?
— На удивление положительно. Сказал, что нам есть чем гордиться, и такие школы надо поддерживать — материально и морально. А вот полпред президента Квашнин был явно недоволен. Он сказал, что недавно посетил Север, где из тысячи рабочих только 300 из Красноярского края. Дескать, где ваши выпускники? Ответила: наши выпускники в Питере и Москве. Только в этом году из 103 выпускников более 20 поступили в столичные вузы, причём, на бюджетные места. Так что Россия будет прирастать Сибирью.
ШКОЛЫ для девочек в своё время окончили: «железная леди» Маргарет Тэтчер — бывший премьер-министр Великобритании, бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт, нынешний — Кондолиза Райс, бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер.
В Великобритании раздельное обучение принято в основном в частных элитных школах. Так, из стен Итона вышли 19 премьер-министров, видные военачальники, парламентарии, деятели церкви.