Елену Цыплакову кинозрители впервые увидели на экране, когда она была тоненькой большеглазой девочкой с пушистой косой. Ее последующие образы продолжали очаровывать зрителей, хотя актрисе приходилось появляться на экране даже с бритой головой, а за участие в съемках расплачиваться студенческим билетом. Когда же тяжелая болезнь превратила одну из первых красавиц советского экрана в инвалида, Елена Цыплакова сумела начать жизнь заново. Она не только преодолела страшную болезнь, но и обрела счастливую семью и продолжает радовать зрителей своим талантом.
Истоки таланта Елены Октябревны Цыплаковой пожалуй, нужно искать в ее родителях. Известная актриса и режиссер родилась в Ленинграде (13 ноября 1958) в семье художников-графиков. Ее отец вернулся с фронта инвалидом, тяжело болел открытой формой туберкулеза, из-за чего девочке пришлось два года провести в интернате. Однако, несмотря на это, в семье Цыплаковых царила веселая атмосфера, часто устраивались праздники с розыгрышами и представлениями. Лена занималась плаванием, фигурным катанием, отлично училась в школе и очень любила точн
ые науки. Однажды к ним в дом заглянула выпускница ВГИКа Динара Асанова со своим мужем, художником Николаем Юдиным. Через некоторое время Лену Цыплакову пригласили на пробы первого полнометражного фильма Асановой 'Не болит голова у дятла' (1974). Роль главной героини, школьной красавицы Иры Федоровой сделала девочку знаменитой, и на нее посыпались предложения режиссеров.
Елена снялась в фильмах 'Иван и Коломбина' и 'Шаг навстречу'. Участие в съемках нового фильма Динары Асановой 'Ключ без права передачи'( 1976), получившем множес
во наград международных кинофестивалей, чуть было не помешало поступлению Лены Цыплаковой в ГИТИС и началу ее первого учебного года. Несмотря на то, что студентам ГИТИСа сниматься в кинофильмах строго запрещалось, Елена постоянно нарушала этот запрет. За время учебы она сыграла яркие роли в таких фильмах, как 'Вдовы' (1976), 'В зоне особого внимания' (1977), вызвавшем большой общественный резонанс 'Школьном вальсе' (1978).
За экранный успех и похвалы критиков Елене пришлось заплатить отчислением со второго курса ГИТИСа. Однако де
ушка перевелась сразу на третий курс ВГИК (мастерская Л. Кулиджанова), сдала экстерном 14 экзаменов и продолжала успешно сниматься. Ее ждал оглушительный успех в роли Кэтти из 'Трех мушкетеров', а как раз перед дипломным спектаклем, где она играла Офелию, режиссер Панкратов-Черный настоял на том, чтобы молодая актриса наголо постриглась для фильма 'Взрослый сын' (1979). Надо сказать, что даже в таком виде Елена выглядела просто потрясающе, а для дипломного спектакля ей пришлось надеть парик.
После получения диплома Елена Цыплакова
стала работать в труппе Малого театра. На гастролях театра в Риге Елена зарегистрировала брак с Геннадием, молодым актером, но менее через год последовал столь же скоропалительный развод. Роман с Виталием Соломиным завершился ничем – актер не стал разводиться со своей женой.
В 1981 году Елена стала задумываться о том, что ее роли молодых красоток становятся достаточно однообразными, а классический репертуар Малого театра дает мало возможностей для самовыражения. Она стала искать другие направления для творчества, для чего уволила
ь из театра и поступила на дневное отделение режиссерского факультета ГИТИСа, продолжая сниматься в кино.
В 1983 году Елена Цыплакова блеснула на экране в роли певицы Кати в фильме 'Мы из джаза', а вскоре после этого состоялась ее свадьба. Сергей Липец работал врачом-стоматологом и был старше Елены на двадцать лет.
Середина восьмидесятых годов стала очень тяжелым временем для талантливой актрисы. Банальная операция аппендицита обернулась серьезным осложнением, после которого Елена уже не могла стать матерью и начала стремительн
полнеть. Еще большим испытанием обернулась поездка на кинофестиваль в африканскую страну, где Цыплакова заболела смертельной формой малярии. Тяжелый курс лечения буквально разрушал организм актрисы, она весила более 112 кг, и даже начала злоупотреблять алкоголем. Сергей всячески опекал жену, помогал ей справляться с болезнью и с пагубным пристрастием, и Елена Цыплакова вернулась к профессиональной деятельности. В 1988 году она дебютировала как режиссер, сняв фильм 'Гражданин убегающий'. Следующий фильм Елены Цыплаковой, 'Камышовый
рай' (1989), основанный на реальных фактах о нелегальном трудовом лагере для бомжей, был отмечен на кинофестивале в Сан-Себастьяне как 'лучшая режиссерская работа'. Столь же жесткой и бескомпромиссной стала ее третья картина 'На тебя уповаю' (1992), в которой рассказывалась история покаяния молодой женщины, бросившей своего новорожденного ребенка.
Следующим этапом творчества Елены Цыплаковой стали сериалы. После предназначенного для детей и тепло принятого телезрителями 'Полосатого лета' (2004) она принялась за масштабный телепро
кт 'Кармелита' (2009), который высоко оценили зрители многих стран, в первую очередь, цыгане.
К сожалению, профессиональный успех Елены сопровождался большими личными проблемами. В 2004 году она развелась со вторым мужем. Резко ухудшилось здоровье – врачи утверждали, что она не сможет ходить. Елена Цыплакова обратилась к религии и сумела добиться исцеления. Она не только встала на ноги, но и вернулась к своей работе, а также вышла замуж еще раз, полюбив всем сердцем скромного Павла Щербакова и его дочь Юлию. В настоящее время Елен
Цыплакова ведет активный образ жизни – организует духовные концерты, работает деканом факультета кино и телевидения в Академии Натальи Нестеровой. Изредка знаменитая актриса снимается в кино - ее новыми ролями стали полковник Алдонина в военном фильме 'Цель вижу'(2013) и мать Юры в сериале 'Красивая жизнь', показ которого запланирован на 2015 год. Последней на сегодняшний день режиссерской работой Елены Цыплаковой является сериал 'Пока станица спит' (2013-2014), над которым она работала совместно с Алексеем Моховым и Батой Недич.