Художник, скульптор и архитектор; один из важнейших деятелей испанского Возрождения.
В свое время необычный и экспрессионистский стиль Эль Греко так и не было понят; лишь в XX веке художника нашло заслуженное признание. Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма; большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis). Сейчас большинство ученых в один голос утверждают, что Эль Греко был творцом настолько нетрадиционным, что причислить его к какой-то формальной школе возможным просто не представляется. Характерными элементами произведений Эль Греко был сильно вытянутые фигуры и необычные, фантасмагорические цветовые решения.
Родился Эль Греко на Крите (Crete), в то время входившем в Венецианскую республику (Republic of Venice) и бывшем неформальным центром пост-византийского искусства. Родители будущего художника были зажиточными горожанами, бежавшими в свое время в сельскую местность после венецианских беспорядков в период с 1526-го по 1528-й. Отец Эль Греко, Георгиос Теотокопулос (Geórgios Theotokópoulos), был торговцем и сборщиком налогов; о матери художника – кроме её греческого происхождения – ничего не известно.
Доменикос долгое время изучал искусство у себя на родине. Сначала он посещал школу на Крите, где постигал искусство рисования икон и секреты классических приемов древних греков. Именно в школе Эль Греко неплохо овладел греческим и латынью; работать с древними трудами он продолжал до самой своей смерти. Некоторое время Доменикос учился и в Венеции – туда он перебрался в районе 1567-го года. О его похождениях в Венеции известно немного – задержался там Эль Греко на три года; ходят слухи, что учился он у самого Тициана (Titian).
В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую. В Италии Эль Греко почерпнул немало нового, как следует обогатив свой стиль элементами маннеризма и венецианского Ренессанса; подобная гибкость для того времени была довольно нетипичной – большинство критян предпочитали придерживаться знакомого им с детства стиля и тяжело принимали новые идеи и подходы. Именно венецианские художники научили Эль Греко рисовать и компоновать сложные, многообъектные ландшафты; вдохновение он черпал во 'внутреннем свете' – который, кстати, особенно хорошо давал о себе знать при работе в кромешной тьме. Римский маннеризм на удивление хорошо лег на манеры рисования, присущие талантливому художнику – именно влиянию римских творцов Эль Греко обязан не вполне обычным подходом к перспективе и положениям фигур. Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы; грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino). Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный 'Страшный суд' ('Last Judgment'), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное. Следует, впрочем, отметить, что, несмотря на весь скепсис в адрес великого художника, полностью избежать его влияния Эль Греко так и не сумел – в его поздних работах нотки Микеланджело видны невооруженным глазом.
В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти. Именно в Толедо Эль Греко и нарисовал наиболее известные свои картины; впрочем, огромным успехом сейчас пользуется и его творчество римского периода. Город этот на тот момент был религиозным центром Испании – и ярко воплощал в себе великолепное прошлое, процветающее настоящее и несколько сомнительное будущее страны в целом. Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial); подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин. К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались. Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernándes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м; в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы.
Оставаться навсегда в Толедо художник не планировал – его интересовало лишь хорошее отношение короля и положение при дворе, которое это отношение может ему обеспечить. Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – 'Аллегория Святой Лиги' (Allegory of the Holy League) и 'Мученичество святого Маврикия' (Martyrdom of St. Maurice). К сожалению, получившиеся работы королю не понравились; больше заказов от короны художник не получал. Причины этой опалы неясны и по сей день; одни считают, что Эль Греко напрасно нарушил неформальный запрет на изображении живущих людей; другим кажется, что в его картинах содержание слишком уж доминировало над стилем.
Против всяких планов, Толедо стал для Эль Греко новым домом. Вероятно, здесь же с ним жила его спутница, Жеронима де лас Куевас (Jerónima de Las Cuevas); в их отношениях, впрочем, много неясностей – вполне возможно, что они не жили вместе и даже не были официально женаты. В 1578-м у Жеронимы родился сын, Хорхе Мануэль (Jorge Manuel) – также ставший художником и даже помогавший отцу в его работе.
Во время работы над очередным заказом художник серьезно заболел; месяц спустя, 7-го апреля 1614-го, он скончался. Завещание его было высказано в устной форме и заверено двумя знакомыми греками – до самой смерти Эль Греко не терял связи с родиной; главным исполнителем воли покойного назначался его сын.