'Серебряный век' русской поэзии и живописи отдален от наших современников уже более, чем столетием. Кажется, он остался только на страницах книг и на холстах картин, однако живые свидетели этого времени ушли от нас совсем недавно. Одна из них – потомок знаменитой династии художников Екатерина Серебрякова.
Жизнь Екатерины Серебряковой началась еще в дореволюционной России, перед Первой мировой войной. Ее детство пришлось на годы Революции и Гражданской войны, а Вторую мировую войну молодая художница встретила в Париже. Представительница нескольких поколений знаменитых художников, составивших славу России, стала основательницей и почетным председателем международного фонда ее матери, Зинаиды Серебряковой. Екатерина Серебрякова ушла из жизни совсем недавно, прожив долгую и насыщенную событиями жизнь.
Родителями Екатерины были знаменитая художница Зинаида Николаевна Серебрякова, урожденная Бенуа-Лансере, происходившая из семьи живописцев и скульпторов, и инженера –путейца Бориса Анатольевича Серебрякова. Девочка появилась на свет 28 июня 1913 года. Местом ее рождения стало Царское Село, но первые годы Кати прошли в родовом имении в селе Нескучное (ныне Харьковская область). Она была младшей из четверых детей Серебряковых, все из которых имели отношение к искусству. Старший брат Евгений впоследствии стал известным архитектором и реставратором, писал акварелью. Александр, не получивший профессионального образования, был известным парижским художником, иллюстратором и специалистом по интерьерам. Сестра Татьяна работала театральной художницей и специалистом по росписи тканей. Изображения четверых детей часто встречаются на многих известных картинах З. Серебряковой.
Социальные потрясения – не лучшее время для занятий живописью. После революции Серебряковы остались без средств к существованию, а в 1919 году от тифа умер Борис Анатольевич. Зинаида Николаевна с детьми и больной матерью перебралась в Петроград, поселилась в квартире с
воего деда и бралась за любые заказы, хотя стиль ее картин совершенно не соответствовал требованиям новой эпохи. В 1924 году ей удалось получить работу по созданию монументального панно в Париже. Однако после выезда художницы ей запретили возвращаться на родину. З. Серебрякова посылала все свои заработки детям в Россию и прилагала огромные усилия для того, чтобы воссоединится с семьей. С большим трудом знакомым и друзьям художницы удалось в 1924 году отправить в Париж тринадцатилетнего Александра, а в 1928 году – пятнадцатилетнюю Катю.
Как вспоминала Екатерина, все свое свободное время она проводила возле матери, чаще всего рисовала с ней один и тот же сюжет. Среди работ Екатерины Серебряковой – акварельные пейзажи Франции, цветочные композиции, изображения птиц. Вместе с братом Александром она стала создавать макеты интерьеров, работала над эскизами панно. Вернуться в Россию никому из Серебряковых не довелось – только в 1960 году под влиянием 'оттепели' в Париж смогла приехать Татьяна Борисовна Серебрякова.
В 1967 году, после смерти матери, Екатерина Борисовна основала фонд имени З. Н. Серебряковой и стала заниматься сохранением ее художественного наследия.
Екатерине Серебряковой, как впрочем, почти всем членам этой семьи, было суждено не только физическое, но и творческое долголетие. Она была видным лицом культурной жизни Парижа и немало сделала для достойного представления наследия своей матери в России. Уже достигнув 100-летнего рубежа, Екатерина Борисовна занималась организацией выставок, давала интервью. Она скончалась 26 августа 2014 года и так же, как и ее мать, похоронена на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа