Русский художник, представитель «наивного искусства» в русской художественной культуре 20 в. Родился в крестьянской семье. Первые уроки рисования получил в Кологривском уездном училище, которое окончил в 1889. После семинарии работал учителем в селе Здемирово, Костроме и селе Углец. В 1899 приехал в Петербург, поступив в мастерскую живописи и рисования княгини М.К.Тенишевой, а затем в Высшее училище при Академии художеств, однако в 1903 оставил его. С 1905 обосновался в родной деревне.
В строгом смысле Честнякова, прошедшего профессиональную школу, нельзя считать самоучкой. Однако его «наивное искусство» ближе всего к манере тех самодеятельных мастеров, которые не следовали классико-академическому канону, поскольку просто (подобно Н.Пиросманашвили) не ведали его. Честняков этот ка
нон знал, но в итоге отверг. Его живопись формировалась как непрерывное фольклорное действо из отдельных сцен-картин (впечатлению сценического единства способствует и тот факт, что мастер не датировал свои работы, тем самым затруднив их хронологическую оценку). Отдельные «посиделки», «свадьбы», «кол
яды» подчинены лейтмотиву Города всеобщего благоденствия, существующего и в виде отдельной композиции. По сути, это народный спектакль о рае, творимом средствами искусства.
Художник стремился развернуть свои поэтические утопии в пространстве, добавляя к картинам раскрашенные керамические фигурки
и организуя представления с актерами-детьми. В 1920-е годы ему удавалось устраивать такого рода театральные акции в Шаблове и Кологриве, позднее официальное равнодушие все чаще обрекало его на уединение в «шалашке» (как он называл свою избу). Фольклорно по своему духу и его литературное творчество: