Популярные личности

Эдуардо Чильида

Испанский скульптор, график
На фото Эдуардо Чильида
Категория:
Дата рождения:
1924-01-10
Место рождения:
Сан-Себастьян, Испания
Дата смерти:
2002-08-19
Место смерти:
Сан-Себастьян, Испания
Гражданство:
Испания
Читать новости про человека
Биография

Биография

В 1958-м Эдуардо представлял Испанию на форуме мирового искусства – Венецианской Биеннале. Он заработал премию Кандинского в 1960-м и премию Вильгельма Лембрука и земли Северный Рейн в 1966-м. В 1987-м скульптор удостоился Ордена принца Астурийского, а в 1991-м – Императорской Премии Японии.


Эдуардо Чильида (Eduardo Chillida Juantegui/Eduardo Txillida Juantegi) родился 10 января 1924-го в городе Сан-Себастьян (San Sebastián). В годы юности он увлекался спортом и даже был голкипером футбольной команды 'Real Sociedad' из его родного города, прежде чем заработал серьезную травму колена.

В период с 1943-го по 1947-й Чильида изучал архитектуру в Мадриде (Madrid), а после, с 1948-го по 1951-й, оставался в Париже (Paris), где познавал архаическую греческую пластику. В столице Франции Эдуардо и начал заниматься скульптурой, а также познакомился с Константином Бранкуши (Constantin Brancusi) и Альберто Джакометти (Alberto Giacometti). В конечном итоге, работы Чильиды привлекли внимание французского философа и искусствоведа Гастона Башляра (Gaston Bachelard).

В своих самых ранних скульптурах испанец сосредоточился на человеческих формах, в основном, на бюстах и торсах. Однако более поздние работы стали более массивными и более абстрактными, чаще всего – из железа в сочетании с графикой и газетными коллажами. Но сам Чильида отказывался подводить свои работы под ярлык 'абстракция', предпочитая называть самого себя 'скульптором-реалистом'.

В своих лучших работах, массивных и монументальных, Эдуардо делает ставку на движение и напряженность. Например, самая большая его работа в Соединенных Штатах, стальная скульптура 'De Musica' ве

сом 81 тонну, представляет собой две колонны с похожими на передние конечности элементами. Ни колонны, ни ее элементы не соприкасаются друг с другом. Значительная часть работ Чильиды появилась под вдохновением от его связи со Страной Басков (País Vasco) и многие из названий скульптура придуманы на языке эускера.

Естественно, в родном Сан-Себастьяне (баск. Donostia) скульптор не мог не оставить свой след. В этом городе, помимо прочего, расположена его необычная инсталляция 'Гребень ветров' ('Haizeen orrazia'). Чтобы насладиться этим творением его рук, необходимо прийти к заливу Ла Конча (La Concha), который чаще всего ведет себя неспокойно.

Его стальная скульптура под названием 'De Música III' была выставлена в Йоркширском парке скульптур в Великобритании (Yorkshire Sculpture Park, UK) в рамках ретроспективы его работ. В испанском городе Эрнани (Hernani), недалеко от Сан-Себастьяна, расположен открытый парк скульптур, где выставлены работы Чильиды.

В начале 1960-х Чильида вступил в интересный диалог с немецким философом Мартином Хайдеггером (Martin Heidegger). Когда двое мужчин познакомились ближе, они обнаружили, что работают в одном и том же 'пространственном направлении', но под разными углами. Хайдеггер написал, что людям необходимо учиться узнавать себя в этих архитектурных работах, которые не просто занимают какое-то пр

странство или принадлежат какому-то месту. По его словам, необходимо воспринимать эти скульптуры как воплощение пространства. А сама скульптура способна показать человеку, как он относится к миру – миру в условиях технологического прогресса, вырывающего все с корнем и культивирующего бесприютность.

Чильида сказал: 'Вся моя работа – это познавательное путешествие в пространстве. Пространство – это всё то живое, что нас окружает… Я не слишком верю в опыт. Я думаю, что это дань консерватизма… Я верю в восприятие – и это нечто иное. Это рискованно и более прогрессивно. Существует нечто, что все еще хочет прогрессировать и расти. Кроме того, я думаю, что то, что вы ощущаете и воспринимаете, непосредственно отображается на настоящем, но вы одной ногой крепко стоите в будущем. Опыт же, с другой стороны, делает все наоборот: вы одной ногой в прошлом… Другими словами, я предпочитаю позицию восприятия. Все мои работы – детища вопросов. Я специалист задавать вопросы, некоторые из которых остаются без ответов'.

В 1958-м Эдуардо представлял Испанию на форуме мирового искусства – Венецианской Биеннале. Он заработал премию Кандинского в 1960-м и премию Вильгельма Лембрука и земли Северный Рейн в 1966-м. В 1987-м скульптор удостоился Ордена принца Астурийского, а в 1991-м – Императорской Премии Японии.

Чильида умер 19 августа 2002-го, в Сан-Себастьяне



Поделиться: