Вице-адмирал, герой русско-японской войны, член Адмиралтейств-совета, один из первых организаторов минного дела и подводного плавания в русском флоте.
Из дворян, отец офицер. Закончил Морской корпус (1871), мичман (1872), плавал на разных кораблях Балтийского моря. После окончания Минных классов (1876) остался там преподавателем. В 1878 году как лучший специалист направлен на Парижскую выставку для ознакомления с новейшими достижениями в области э
лектротехники. С 1880 года командует различными кораблями Балтийского флота, проводит опыты с минным оружием. В 1885 г. в чине капитана 2-го ранга был направлен в Сибирскую флотилию Тихого океана, где заведовал миноносцами и их экипажами. Через год его возвращают в Кронштадт, здесь он командует брон
еносцем береговой обороны, затем минным крейсером. По окончании Николаевской морской академии (1898), направлен в США командовать строящимся на верфи в Филадельфии броненосцем «Ретвизан».
Броненосец «Ретвизан»
В ночь с 26 на 27 января 1904 г. стоявшие на рейде Порт-А
ртура русские корабли, в том числе броненосец «Ретвизан» под командованием капитана 1-го ранга Щенсновича, были атакованы японскими миноносцами — началась Русско-японская война. В результате попадания торпеды «Ретвизан» получил серьезные повреждения и был отведен командиром на мелководье. В дальнейш
ем броненосец своей артиллерией наносил урон врагу, участвовал в отражении ночных атак японских миноносцев. После заделки пробоины, броненосец «Ретвизан» участвует в сражении эскадры в Желтом море с японским флотом 28 июля 1904 г., при неудачной попытке прорваться во Владивосток. Для восстановления
нарушенного боевого порядка эскадры, во время одного из боев, командир «Ретвизана» своим маневром отвлек на себя весь огонь противника, пытался таранить флагманский японский корабль. В этот момент сам командир броненосца едва не был сражен разорвавшимся снарядом. Множество осколков поразили голову к
апитана 1-го ранга, контузили брюшную полость.
Награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, орденами Св. Владимира 3-й и 4-й степени с бантом, орденами Св. Станислава трех степеней, Золотой саблей с надписью «За храбрость».
После окончания войны и возвращения из японского плен
а Э. Н. Щенснович получил назначение на Балтику, где «за отличие по службе» был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом. Указом Императора Николая II от 19 марта 1906 г. назначен заведующим подводным плаванием и первым командиром Отряда подводного плавания. Это было первое подводное
формирование, включавшее все имевшиеся подводные лодки Балтийского флота. Щенснович стал первым организатором практического подводного плавания в русском флоте, по его инициативе в России появилась первая настоящая база для подводных сил. Всего за два года в Порту Александра III (военной гавани Либ
авы) построили специальный бассейн на 20 подводных лодок, оборудованный всем необходимым для субмарин и их команд — от пирсов до учебных лабораторий.
Сам талантливый и деятельный офицер он считал, что «...подводник должен быть высоконравственным, не пьющим, бравым, смелым, отважным, не подверженн
ым морской болезни, находчивым, спокойным, жизнерадостным и отлично знающим свое дело». Эта идея легла в основу разрабатываемых в то время «Правил плавания в подводном флоте и отбора людей для службы на подводных лодках».
В 1908—-1909 командир Учебного минного отряда, куда входил и Отряд подводно
го плавания.
Полученные ранения давали о себе знать, его назначают, в чине вице-адмирала, членом Адмиралтействсовета. Руководя комиссией по пересмотру «Положения о кондукторах русского флота» в совете, адмирал готовит докладную записку по поводу наших недостатков в минувшей войне, промахов, повто
рявшихся в отечественном судостроении, но довести до конца эту работу не успел.
Автор ряда работ по применению минного оружия: «Краткие записки общего курса минного искусства» (1880 г.), «Руководство по общему курсу минного искусства» (1884—1888 гг.), «Общие взгляды на миноносцы и минные крейсера