Популярные личности

Давид Черны

Чешский скульптор
На фото Давид Черны
Категория:
Дата рождения:
1967-12-15
Место рождения:
Прага, Чехия
Гражданство:
Чехия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Чешский скульптор-авангардист, известный своими скандальными работами. Среди его произведений: покрашенный в розовый цвет советский танк в Праге, скульптура святого Вацлава, сидящего верхом на брюхе мертвого и подвешенного за ноги коня, многотонные фигуры младенцев на телебашне в Праге, фигура повешенного Саддама Хуссейна в аквариуме с формальдегидом и инсталляция "Entropa".


Давид Черны родился 15 декабря 1967 года в Праге. Его семья была тесно связана с искусством: отец был художником-графиком, а мать - реставратором. Прадед Черны работал вместе с чешским инженером и изобретателем Франтишеком Крижиком (Frantisek Krizik). Еще в детстве Давид отличался бунтарским духом: учитель рисования однажды изолировал его от остального класса из-за хулиганского поведения в прессе также публиковались сведения о том, что из-за Черны двое школьных учителей попали в психиатрическую клинику.

Черны поначалу отказывался идти по стопам родителей и занимался электротехникой, паял электросхемы. Однако это ему скоро наскучило, и он решил поступить в пражскую Высшую художественно-промышленную школу (Vysoka skola umeleckoprumyslova v Praze), но три года подряд не мог пройти вступительные экзамены. В свободное время он занимался подпольными театральными представлениями и художественными перфомансами в центре Праги. В 1988 году Черны смог поступить в Высшую художественно-промышленную школу по специальности "индустриальный дизайн", за свои эскизы предметов интерьера смог получить призы на биеннале в Японии, но потом перешел на отделение скульптуры. Черны окончил академию в 1996 году, хотя за все время обучения занимался в ней не более трех месяцев из-за отсутствия оборудованных мастерских.

Впервые известность Черны принесла его скульптура из стекловолокна "Quo Vadis" (Куда идешь): она была установлена ночью в центре Праги в 1989 году и представляла собой автомобиль "Трабант" производства ГДР, у которого вместо колес были огромные ноги. Эта скульптура была посвящена политическим беженцам из Восточной Германии, которые до падения Берлинской стены в ноябре 1989 года уезжали в Прагу на своих "трабантах" и просили политического убежища в посольстве ФРГ. Впоследствии эта скульптура была установлена у посольства Германии в Праге. В 1990 году на месте памятнику Иосифа Сталина в Праге Черны установил инсталляцию в виде огромного черепа и костей.

Известность Черны принес его перфоманс в 1991 году: в ночь с 27 на 28 апреля он вместе с друзьями раскрасил в розовый цвет танк ИС-2 в парке в районе Смихов, который был памятником советским танкистам, освободившим Прагу от фашистов, но часто ассоциировался у чехов со вторжением стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году. Черны был арестован за хулиганство, танку вернули зеленую ливрею, однако спустя 10 дней, воспользовавшись депутатской неприкосновенностью, 15 членов чешского парламента заново покрасили танк в розовый цвет. Черны был отпущен, а памятник демонтирован. Впоследствии сам Черны заявлял, что не против возвращения в Прагу памятника советским танкистам, однако хотел бы, чтобы им был танк Т-34-85, который участвовал в операции по освобождению Праги, а не ИС-2, который в тех боях участия не принимал. Впоследствии, в августе 2008 года, в знак протеста против войны в Южной Осетии, на месте, где располагался памятник, Черны установил обломок кормы советского танка окрашенного в розовый цвет с белой полосой, намекая на отличительную схему окраски советских танков во время "Пражской весны" в 1968 году.

В 1992 году Черны переехал в Швейцарию. В 1994 году мать и дядя дали Черны денег на поезду в США, где сначала полтора месяца жил у приятеля в Нью-Йорке, с 1994 по 1995 год он получал стипендию от Фонда Сороса на обучение и проживание в P.S.1 Contemporary Art Center, а c 1995 по 1996 год проходил обучение по независимой программе в музее Уитни (Whitney Museum), выставлял свои работы на художественных выставках. Затем Черны вернулся в Прагу, стал лауреатом многочисленных художественных премий и начал получать заказы от различных городов и художественных галерей .

Среди наиболее известных работ Черны - скульптура святого Вацлава, сидящего верхом на брюхе мертвого и подвешенного за ноги коня. Эта скульптура была в 1999 году установлена на Вацлавской площади в Праге напротив обычного конного памятника королю. По словам Черны, эта статуя символизировала политическое и экономическое фиаско правительства Чехии, приведшее к росту популярности Коммунистической партии Чехии и Моравии, чью деятельность Черны призывал запретить. В 2005 году Черны создал проект памятника победе во Второй мировой войне, однако он был снят с конкурса после того как его автор на презентации проекта сказал, что "хороший коммунист - это мертвый коммунист". Также Черны неоднократно критиковал Вацлава Клауса, занимавшего пост премьер-министра Чехии в 1993-1997 годах и избранного президентом страны в 2003 году.

Скульптура Черны "Подвешенный человек" представляла собой фигуру Зигмунда Фрейда в полный рост, которая висит над улицей, цепляясь одной рукой за горизонтальную мачту: в сумерках ее часто путали с настоящим человеком. В 2000 году на пражской телебашне была размещена созданная Черны скульптурная композиция в виде огромных детей, ползущих на большой высоте вверх и вниз по стенам башни. В 2005 году в Либерце появилась автобусная остановка, которую спроектировал Черны: она имела вид накрытого к обеду бронзового стола, под которым были расположены места для пассажиров.

В 2006 году известность получила другая скандальная работа Черны: это была пародия на работу Дэмиена Херста "The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living", в которой в аквариум с формальдегидом была помещена акула. Вместо акулы Черны поместил в формальдегид фигуру повешенного полуголого Саддама Хуссейна. Впоследствии посол Ирака в Чехии потребовал убрать эту скульптуру с выставки, и она была запрещена к показу в Бельгии и Польше.

Занятия электротехникой впоследствии пригодились Черны для его произведений: в 2007 году он установил в Северной Каролине фонтан "Metalmorphosis" представляющий собой металлическую голову, способную изменять свою форму, причем сам Черны мог управлять ей через интернет.

В 2007 году Черны стал одним из создателей пражской галереи современного искусства Meet Factory.

В первой половине 2009 года Чехия стала председателем в ЕС и согласно традиции разместила скульптуру изображающую Евросоюз в здании Евросовета в Брюсселе. Создать такую скульптуру правительство Чехии поручило Черны, причем контракт на 10 миллионов чешских крон подразумевал, что Черны ее будет делать не в одиночку, а соберет коллектив скульпторов из всех стран ЕС. Однако инсталляция была создана Черны вместе с его друзьями в студии в Праге. Она называлась "Entropa": ее объекты представляли собой изображения какого-либо национального стереотипа каждой из стран ЕС. В частности, Нидерланды были показаны в виде торчащих из воды минаретов, Германия - в виде перекрестка автобанов, напоминающих свастику, а Болгарию олицетворяли "турецкие" унитазы. Размещение этой инсталляции вызвало дипломатический скандал: представителям правительства Чехии пришлось извиняться перед Болгарией и другими странами. Сам Черны заявлял, что является сторонником евроинтеграции и своей скульптурой лишь проверял чувство юмора. Источником вдохновения для "Entropa" Черны назвал произведения британской комик-группы "Монти Пайтон" (Monty Python).

Черны часто вступал в конфликты с владельцами галерей. Так, в 2000 году он отказался от размещения своей скульптуры в Национальной галерее в Праге, сославшись на политическую ангажированность ее руководителя. Также он отказался явиться на вручение премии Йиндржиха Халупецкого, которую вручал в той же галерее президент Чехии Вацлав Гавел. Тогда Гавелу пришлось выйти из здания и вручить Черны награду на улице.

В прессе творчество Черны часто называли диссидентским и провокационным, однако сам скульптор заявлял, что никогда не провоцирует своим искусством и не является политическим активистом.

Хотя в своем творчестве Черны часто обращался к теме автомобилей (примером тому служат "Quo Vadis" и автомобиль на фасаде галереи Meet Factory), сам скульптор в интервью говорил, что отрицательно относится к личному автотранспорту в городах. Сам он предпочитал передвигаться по Праге на велосипеде и выступал с художественными инициативами по повышению безопасности велосипедистов.

Черны с пятнадцати лет увлекается пилотированием: недолюбливая коммерческую авиацию, последние годы он летает по Европе на собственном самолете. В 2008 году в интервью Черны признался о том, что хотел бы на полгода отвлечься от искусства и поработать летчиком скорой помощи в Африке.



Поделиться: