Первоначально эта очень интересная группа альтернативного рока называлась Boys Next Door и специализировалась на «новой волне» - записав один альбом, коллектив перебрался в Лондон и изменил название на Birthday Party.
BIRTHDAY PARTY Ник Кейв (полное имя Николас Эдвард Кейв) родился в Уорракнэйбиле, Австралия, 22 сентября 1957 года. Его мать Дон работала библиотекарем, отец Колин преподавал английский язык. Родители сызмальства привили своему чаду любовь к хорошей литературе, а также к Библии (Ник получил серьезное религиозное воспитание в традициях англиканской церкви). У музыке в детстве Николас особого пристрастия не питал, ему гораздо больше нравилось рисовать. Получив образование в Колфилдской средней школе (Мельбурн), он поступил в Художественный колледж, который посещал в течение двух лет. (Примером живописных работ Ника может служить задняя сторона обложки альбома Birthday Party's «Prayers On Fire», подписанная «Николас Кейв»). Но дальше отношения с живописью не складывались, и Ник начал находить развлечение в сочинении музыки на собственные стихи. В колледже Ник встретил Мика Харви (Mick Harvey), с которым он в середине 70-х и решил собрать школьную группу, которую назвали The Boys Next Door. Ник стал петь, Мик – играть на всем подряд, присоединившийся к ним Фил Калверт (Phillip Calvert) освоил ударные. Чуть позже к группе добавилась еще одна персона – басист Трейси Пью (Tracy Pew). Начали с каверов Alex Harvey Band, Элиса Купера и Лу Рида, играли по колледжам и небольшим клубам. В 1978 году к команде подключился еще один участник – сногсшибательный гитарист Роланд С. Ховард (Rowland S. Howard). В то время в Мельбурне пышным цветом расцветало панк-движение, включавшее не только музыкантов, но и поэтов, художников, артистов. The Boys Next Door, переименовавшиеся в 1980 году в The Birthday Party, со своим юношеским экстремизмом и талантливым непрофессионализмом замечательно влились в это движение, очень быстро став его ядром. В 1978 году к команде присоединился сногсшибательный гитарист Роланд С. Ховард (Rowland S. Howard). Первой записью, выпущенной Ником и его группой, был сингл «These Boots Are Made For Walking» (1978), за которым в 1979 году последовал альбом «Door Door» и EP «He Haw». Следующий диск вышел под разными именами – часть копий называлась «The Birthday Party by The Boys Next Door», часть – просто «The Birthday Party». Так стала именоваться и сама команда (название навеяно чтением Достоевского – одного из любимых писателей Ника). К сожалению, по мнению очевидцев, ранние студийные записи группы не отражают той безумной концертной энергии, что создавали музыканты на своих концертных выступлениях. Постепенно стало ясно, что потенциал группы слишком велик, чтоб ей оставаться в родной «провинции». В 1980 году команда решила отправиться в Лондон. Правда, двигали ими отнюдь не честолюбивые мечты добиться мировой славы, а всего лишь желание посмотреть мир, потусоваться – группа для этого казалась просто хорошим средством, предлогом. К тому же, в родном Мельбурне от их экспрессивности успели уже устать, да и полиция имела на них зуб. Однако Англия встретила их недружелюбно – здесь было много своих групп крупного калибра, и просто так уступать место новичкам никто не собирался. Жилось трудно, в буквальном смысле иногда не хватало на хлеб. Может быть, поэтому они взялись за освоение лондонской сцены с утроенной силой, переходящей в озлобленность. В борьбе за выживание оттачивались когти. Музыка стала жестче, агрессивней, чем в австралийские времена. Не желая примыкать ни к какой музыкальной конвенции, держась особняков от лондонских музыкальных денди, The Birthday Party с их отчаянным нигилизмом и свойственной только юности безрассудной тягой к саморазрушению атаковали столичную сцену. Их концерты и музыка приводили публику в состояние шока, которого, пожалуй, не добивались даже Sex Pistols. Собираясь вместе на сцене, они заряжались друг от друга бешеной молодецкой энергией. Они выходили в самый зенит эмоциональной экспрессии, используя минимум художественных средств. Это было принципиально. Грязная, почти трэшевая гитара, долбящая на одном аккорде и вынимающая все жилы какой-нибудь непрерывно свербящей нотой, однообразные и настойчивые мотивы баса, рубленые ударные, и, конечно, низкий, нервный голос Ника, который не стесня
лся свирепо рычать, сипеть и кричать, тексты, полные образов смерти, разложения, добровольной деградации, сексуальной неудовлетворенности («Mr. Clarinet», «Zoo Music Girl», «Kink Ink», «Hamlet», «She’s Hit», «Junkyard») – все это приводило публику в опасный экстаз, каждый раз грозивший перейти в полный физический дестрой. Никогда не улыбающийся «городской ковбой» Трейси Пью в своей неизменной шляпе, Роланд Ховарт с прилипшей к губам сигаретой, Ник Кейв с прической «взрыв на макаронной фабрике» и в майке с надписью «Я ненавижу всех копов в этом городе. Хороший коп – мертвый коп», мрачный красавец Мик Харви и нордический юноша Фил Калверт – таков портрет этой группы, которая приехала из жаркой и дикой Австралии, чтобы «распять» туманный Альбион. Особенно из этой компании выделялся Ник. На сцене он превращался в сумасшедшего. Он трясся, бился в конвульсиях, время от времени падал на пол, словно в припадке эпилепсии… Порой доставалось и зрителям из первых рядов, которым Ник вполне мог вцепиться в волосы или заехать по лицу кованым каблуком своих остроносых ботинок. Он выделял адреналин, властвовал, шаманил. Казалось, он плевал на свою публику, и вместе с тем он растворялся в ней… Впрочем, и жили музыканты так же, как и творили. В 1981 году Пью забрали в тюрьму за вождение в пьяном виде (заменять его в записи альбома «Junkyard» пришлось троим – Барри Адамсону, Гарри Ховарду и Крису Уолшу). Кейв с 19 лет пристрастился к героину. Единственный, кто сопротивлялся этому «угару», был Калверт, которого за подобную «строптивость» в 1982 году бесцеремонно уволили. За ударные пересел Мик Харви. Со звукоинженером Тони Коэном группа выпустила серию альбомов и EP, в полной мере отразивший экспрессию их «сырых эмоций, ума и многозначительных умолчаний» (Mute Records). В 1981 году вышел альбом "Prayers on Fire", в 1982 – "Junkyard". Студийные работы The Birthday Party были встречены приветственно не только публикой, но и строгой критикой. Однако к этому времени The Birthday Party стало тесно и в чопорной Англии. В поисках новой свободы и свежих впечатлений команда, избавившись от Калверта, переехала в Западный Берлин, где и продолжила свою деятельность. Здесь Кейв нашел единомышленников в лице немецкой индустриальной команды Einsturzende Neubaten и ее лидера Бликсы Баргельда, с которым Ник сильно подружился и впоследствии даже пригласил в качестве гитариста в свою группу. The Birthday Party много тусовались и с осевшей тогда в Берлине панкессой Лидией Ланч. Первая же немецкая работа The Birthday Party, EP «The Bad Seed», показала, что та степень безжалостно-жестокого, депрессивно-невротического отношения к миру и к себе, которой музыканты достигли в Англии, не является конечной. Однако с альбомом «Mutiny», который критики называют действительно самой зрелой работой группы, хаотическое существование группы достигло точки распада. Летом 1983 года Харви отказался ехать в Австралийское турне. На гастроли отправился Дэс Хеффнер, однако после последнего концерта в Мельбурне группа развалилась. Ник Кейв начал сольную карьеру с группой The Bad Seeds. Значение группы The Birthday Party выходит далеко за пределы того периода, в который они непосредственно существовали, пусть даже сегодня «День рождения» находится несколько в тени сольного творчества Кейва. Подобно Velvet Underground, The Stooges и Sex Pistols, The Birthday Party подытожили одну эпоху и подготовили другую – в данном случае эпоху пост-панка, которую мы, собственно, переживаем и по сей день.