Участница известного комедийного дуэта 'Комден и Грин'; автор текстов песен, либретто и сценариев к целому ряду известных бродвейских шоу и голливудских мюзиклов. Её творческий союз с Адольфом Грином продлился шесть десятилетий; за это время они успели поработать с целым рядом крупных деятелей индустрии развлечений, в частности, с Джулом Стайном, Леонардом Бернштейном и легендарной командой студии 'MGM' - 'Freed Unit'.
Родилась Бетти Комден – тогда еще просто Элизабет Коэн – в Нью-Йорке. После школы она поступила в Университет Нью-Йорка, где изучала драматическое искусство. В 1938-м друзья познакомили её с начинающим актером Адольфом Грином. Вместе с тогда еще молодой Джуди Холлидей и Леонардом Бернштейном Комден и Грин основали команду 'Revuers'. Выступала эта команда в клубе 'Villag Vanguard', Гринвич-Вилледж. Номера их пользовались постоянным успехом; очень скоро исполнители привлекли к себе внимание крупных агентов. В 1944-м они сыграли небольшую, практически эпизодическую роль в картине 'Гринвич-Вилледж' ('Greenwich Village'), а затем вернулись назад в Нью-Йорк.
Первым бродвейским опытом Комден и Грина была постановка 'On the
Town', музыкальное представление о трех моряках на побывке в Нью-Йорке; номер этот существовал в качестве дополнения к балету 'Fancy Free', над которым в то время как раз работал Бернштейн вместе с хореографом Джеромом Роббинсом. Бетти и Адольф написали текст и стихи для номера; немалую часть в процессе они предусмотрели и для себя.
Следующий проект дуэта, 'Крошка на миллиард' ('Billion Dollar Baby') вышел в 1945-м и особого успеха у публики не возымел. Шоу 'Bonanza Bound' 1947-го также оказалось неудачным и не дошло даже до Бродвея.
Комден и Грин вернулись в Калифорнию, где нашли работу на студии 'MGM'. Именно они написали сценарии для 'Good News' и 'The Barkleys of Broadway' (легендарный проект, воссоединивший Фре
а Астера и Джинджер Роджерс), а затем переделали 'On the Town' для Фрэнка Синатры и Джина Келли, выкинув большинство музыки Бернштейна по требованию Артура Фрида.
Вновь поработать с Джином Келли паре довелось в их самом успешном проекте, классической постановке 'Singin' in the Rain'; произошло это в Голливуде, под самый конец эпохи немого кинематографа. Комден и Грин написали сюжет и составили сценарий; песни в большинстве своем были старыми – еще двадцатых годов – хитами Артура Фрида и Начио Херба Брауна.
Не менее успешным оказался и следующий проект дуэта, 'The Band Wagon'. Он повествовал о Лестере и Лили, супружеской паре, занимающейся написанием музыки; в немалой степени прототипами героев послужили сами актеры.
Комден и Грин дважды номинировались на 'Оскар' – за сценарии к 'The Band Wagon' и 'It's Always Fair Weather'; кроме того, им достались три премии Гильдии Киноактеров – за все те же 'The Band Wagon', 'It's Always Fair Weather' и за 'On the Town'.
В пятидесятых Комден и Грин работали над такими проектами, как 'Two on the Aisle' с Бертом Ларом и Доролес Грей с музыкой Джула Стайна, 'Wonderful Town' – музыкальной адаптацией пьесы 'My Sister Eileen' с музыкой Бернштейна – и 'Bells Are Ringing' – очередным совместным проектом Джули Холлидей и Джула Стайна. Некоторый вклад Грин и Комден сделали и в популярный мюзикл того времени 'Питер Пэн' ('Peter Pan'); они же перевели 'Die Fledermaus' для Метрополитен-Опера и – совмест
но с все тем же Стайном – написали ряд песен для 'Say, Darling'.
В 1958-м дуэт выступил на Бродвее с проектом 'Вечеринка с Бетти Комден и Адольфом Грином'; шоу содержало в себе ряд ранних скетчей пары и было принято в общем и целом достаточно неплохо – как критиками, так и зрителями. В 1977-м шоу вернулось на Бродвей в обновленном формате.
В шестидесятых Комден и Грин вновь объединились с Джулом Стайном, выпустив четыре совместных проекта. В семидесятых они занялись работой над мюзиклом 'Applause', адаптацией фильма 'All About Eve'; кроме того, в 1978-м они работали на текстом и стихами к 'On the Twentieth Century'. Комден сыграла в этом мюзикле роль Летиции Примроуз, когда Имоджин Кока покинула шоу.
Последним наст
ящим хитом дуэта был мюзикл 1991-го 'The Will Rogers Follies'; Комден и Грин писали тексты к музыке еще одного своего старого коллеги, Сая Колмана.
В начале восьмидесятых Бетти попробовала себя в качестве актрисы в пьесе Венди Вассерштайн 'Isn't It Romantic'; играла она мать главной героини.
Самым грандиозным провалом Комден и Грина по праву считается вышедший в 1982-м 'A Doll's Life' – попытка выяснить, чем занималась Нора из 'A Doll's House' Генрика Ибсена после расставания с мужем. Постановка выдержала лишь пять показов; впрочем, это не помешало комитету премии 'Тони' номинировать дуэт за сценарий.
Скончалась Бетти Комден 23-го ноября 2006-го, от проблем с сердцем. На момент смерти ей было восемьдесят девять лет