Популярные личности

Барни Сиглаф

Американский подводник, капитан-лейтенант
Категория:
Гражданство:
США
Биография

ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ - КТО БОЛЬШЕ?

В первые весенние дни 1944 года субмарина "Тотог" капитан-лейтенанта Барни Сиглафа возвращалась с Курильских островов...


К концу 1943г. американские подлодки ощутили себя хозяевами тихоокеанских вод. Время отдельных атак закончилось, начиналось крупное наступление. Потери японского торгового флота только за последний год определялись тоннажем в 1 803 000т - величиной, которая не могла быть компенсирована строительство

м новых судов. Япония оказалась в затруднительной ситуации: с одной стороны, ей нужен был торговый флот, чтобы продолжать боевые действия, с другой, этот флот уничтожался гораздо быстрее, чем пополнялся. Из этого следовал единственный вывод - рано или поздно Япония проиграет войну. Правительство стр

емилось компенсировать острый дефицит торговых судов, снабжавших военные базы, за счет сокращения остальных перевозок. Условия жизни в Японии постояно ухудшались, падал моральный дух населения. Японский народ понимал, что из обещаний его вождей не удастся получить ни риса, ни одежды, ни машин. Со вс

ех сторон Тихого океана на Японию надвигалась грозная буря...

В первые весенние дни 1944 года субмарина "Тотог" капитан-лейтенанта Барни Сиглафа возвращалась с Курильских островов. Вечером 15 марта лодка, как обычно, всплыла для зарядки аккумуляторов. Пока субмарина покачивалась на водной поверхнос

ти неподалеку от мыса Эримо, ее радар - изобретение военных лет, быстро прижившееся в американском флоте, - "шарил" по горизонту. Показания прибора сообщили Сиглафу о конвое противника, который шел на малой скорости, но находился слишком далеко для того, чтобы можно было распознать отдельные корабли

и транспорты. Заканчивая зарядку батарей, Сиглвф продолжал следить за конвоем в надводном положении. Густой туман снижал видимость, но, вместе с тем, служил надежным прикрытием для "Тотог", которая сближалась с вражеским конвоем. Недаром Сиглаф вел подводный корабль по методу минимального силуэта -

лодка заняла позицию для атаки, а противник все еще не подозревал о ее присутствии.

Перед атакой, когда до цели оставалось всего 1350м, командир "Тотог" сверил показания радара и прибора управления торпедным огнем. Пока субмарина совершала последние маневры, Сиглаф определял пеленги с мостика. Нам

етанный глаз командира "Тотог" оказался точнее радара (первые из этих устройств были далеки от совершенства). Одна из четырех торпед, выпущенных из носовых аппаратов субмарины, попала в грузо-пассажирское судно "Нитирэн Мару" (5460т), которое раскололось надвое и почти мгновенно затонуло. Пока торпе

дисты занимались японским транспортом, вахтенный не сводил глаз с ближайшего эскортного корабля. Как только прозвучали первые взрывы, корабль быстро развернулся и, словно разъяренный бык, понесся навстречу субмарине. Сиглаф скомандовал срочное погружение. Этим он спас себя и "Тотог" - противник поте

рял лодку из виду, атаки глубинными бомбами не последовало.

Поздней ночтью гидрофоны "Тотог" вновь уловилишум винтов многих кораблей. Это был тот же конвой, но теперь он находился на расстоянии девяти километров от субмарины. Сиглаф бросился вдогонку за уходящим конвоем и с дистанции 2200м нанес то

чный торпедный удар по одному из эскортных кораблей. Потопленный корабль оказался эскадренным миноносцем "Сиракумо", который совсем недавно пытался преследовать лодку. После того, как эсминец скрылся под водой, капитан-лейтенант Сиглаф взял курс на Мидуэй. Где-то далеко позади прогремели 14 взрывов

глубинных бомб, но они уже не могли причинить лодке вреда...

Капитан-лейтенант Барни Сиглаф был назначен командиром подводной лодки "Тотог" через несколько месяцев после нападения японцев на американскую военно-морскую базу Пирл-Харбор, которое положило начало войне на Тихом океане.

С первых дней

боевых действий (декабрь 1941г.) тройка американских подводных лодок, покинув Пирл-Харбор, вышла на разведку в район японских мандатных островов - Марианских, Каролинских и Маршалловых. Командирам субмарин предстояло выяснить, насколько сильна защита японских гаваней и плацдармов на случай высадки д

есанта. Разведка осложнялась тем, что американские субмарины действовали в незнакомых водах, где на каждом шагу угрожало столкновение с коралловыми рифами. Лодки старались действовать как можно более скрытно - основным способом разведки, который они использовали, являлось перископное фотографировани

е. Несмотря на это, им несколько раз приходилось вступать в открытое единоборство с противником.

Поход лодки "Тотог", которая в зимние дни 1941 года несла боевое дежурство у берегов атоллов Арно, Вотье, Бикини и Таонги, был едва ли не самым трудным из всех. Однажды ей пришлось обстрелять дозорный к

атер, в другой раз командир субмарин приказал выпустить две торпеды по кораблю, входившему в лагуну. В конце похода "Тотог" была обнаружена японскими эсминцами, которые атаковали ее. Взрывы глубинных бомб причинили лодке небольшие повреждения, но это не помешало "Тотог" вернуться на базу с ценными с

ведениями о системе японской обороны.

1 февраля 1942г., используя данные разведки "Тотог", американские авианосцы нанесли первый удар противнику на Маршалловых островах. Подобные атаки не могли препятствовать наступлению японцев в юго-западной части Тихого океана, однако японские адмиралы поняли, ч

то флот Соединенных Штатов гораздо сильнее, чем это могло показаться поначалу. Большие потери подводного флота США в первые дни войны объяснялись отнюдь не техническими недостатками американских субмарин, как склонны были думать японцы. Прочность американских лодок была вполне нормальной, а их морех

одные качества даже превзошли ожидания экипажей.

К концу весеннего сезона боевых действий у острова Хонсю, в Желтом и Восточно-Китайском морях американские подводники тоже получили довольно цельное представление о ВМС противника. Японцы оказались беспощадными, отлично подготовленными и умными сопер

никами. Тем не менее, и они допускали просчеты и гибли от торпедных залпов "янки".

В апреле 1942г. "Тотог" вновь отправилась в разведку к Маршалловым островам. 26 апреля командир лодки, стоя на мостике, услышал близкий всплеск воды. Как оказалось, этот всплеск произвел неожиданно вынырнувший периск

оп японской субмарины. Тут же было скомандовано срочное погружение. Быстро развернувшись, американская лодка выпустила единственную торпеду из кормового аппарата. Послышался взрыв, перископ вражеской субмарины скрылся под водой. Однако в гибели противника надлежало убедиться. Через несколько минут н

ад местом недавнего боя замаячил американский самолет - его пилот получил радиограмму "Тотог" с просьбой осмотреть район. Первый же взгляд с воздуха развеял сомнения в успехе торпедной атаки. На поверхности плавали обломки японской субмарины, неподалеку расплывалось огромное пятно соляра. Согласно о

фициальным данным, первой жертвой "Тотог" стала японская лодка "RO-30" водоизмещением 965т.

Около двадцати суток "Тотог" блуждала между коралловыми рифами, пока вновь не обнаружила противника. Большое грузовое судно - что может быть более удобным объектом для торпедного нападения? По приказу команд

ира по цели были выпущены две торпеды. Взрыв одной из них вызвал пожар на сухогрузе, который, однако, продолжал оставаться на плаву. Судьба поврежденного японского судна оказалась незавидной - в конце концов море выбросило его на коралловую отмель.

А через несколько дней "Тотог" ожидала встреча сра

зу с двумя японскими подлодками. Поначалу американцы заметили лишь одну из них. Вражеская субмарина была торпедирована, но ей, по-видимому, удалось уцелеть - никаких сообщений о гибели подводных лодок в этом районе так и не поступило. Атака другой лодки, появившейся в окуляре перископа два часа спус

тя,оказалась более успешной. Командир "Тотог" действовал наверняка - по одной цели были выпущены целых три торпеды. Члены экипажей наблюдали гибель вражеского корабля (это была крупная субмарина "I-28" водоизмещением 2212т). 25 мая американская подлодка избавилась от последних торпед боезапаса, пуст

ив с их помощью ко дну 4467-тонный транспорт "Сёка Мару". Несмотря на успех американских подводных лодок, на 1 января 1943г. у Японии оставалось около 5,2 миллионов тонн торгового тоннажа. Особых трудностей в обеспечении военных перевозок японцы по-прежнему не испытывали. Торговый флот ходил в небол

ьших конвоях по четыре-пять судов. Их обычно сопровождали несколько миноносцев - эскадренных или эскортных. В районе Новая Гвинея - архипелаг Бисмарка - Соломоновы острова, где противоборство на море было особенно напряженным, военные конвои обычно следовали под прикрытием авиации и крупных надводны

х кораблей, совершая большие переходы в темное время суток. Иногда в целях безопасности груз сборта крупных транспортов переходил на баржи и небольшие каботажные суда, которые, прижимаясь к берегу, благополучно доставляли его в пункт назначения.

В Соединенных Штатах понимали, что без решительных де

йствий против японских конвоев, снабжавших передовую горючим, боеприпасами и продовольствием, грандиозные планы вытеснения японцев с Алеутских островов и захвата Гуадалканала так и останутся на бумаге. Американские подлодки начали жестокую войну против вражеских транспортов и конвоев.

В январе 1943

г. подводная лодка "Тотог" под командованием капитан-лейтенанта Сиглафа крейсировала в юго-западной части Тихого океана, среди островов Голландской Ост-Индии. В ночь под Рождество, как лодка находилась в проливе Омбей, на горизонте замаячил транспорт, державший курс на Дили. Порт Дили находился в по

ртугальской части острова Тамбор, но командир Сиглаф не исключал, что японские корабли и суда используют его для стоянки. Оставалось проверить, так ли это на самом деле. На пути к порту с американской субмарины вновь заметили транспортное судно, вслед за которым показался более крупный силуэт. Даже

в неверном свете луны ошибиться было невозможно - силуэт принадлежал большому охотнику за подводными лодками. Корабли шли прямо на лодку, очевидно, обнаружив ее; впереди - маленький транспорт. Да это вовсе и не транспорт, догадался Сиглаф, а противолодочный корабль с акустикой на борту. Иначе почему

он так уверенно шел к цели? Лодка погрузилась, а всего через четыре минуты на нее посыпался град малых глубинных бомб - противник использовал бомбомет. Отлежавшись на дне, "Тотог" взяла обратный курс. Пара боевых кораблей в дозоре - достаточное доказательство присутствия японцев в Дили, решил коман

дир субмарины.

В январском походе "Тотог" не раз подвергалась преследованию кораблей противника. Ей часто приходилось скрывать, отчего "улов" Барни Сиглафа был небольшим. В ночь на 22 января при помощи радара лодка обнаружила транспорт "Хасю Мару" (водоизмещение 1873т), который шел в Амбон с грузом

авиационного бензина, и атаковала его. Потопление "Хасю Мару" стоило трех выпущенных торпед, однако остальной боезапас был израсходован субмариной впустую. Лодка дважды атаковала японский крейсер типа "Натори" - каждый раз безуспешно. События разворачивались по одному и тому же сценарию. Взрывы тор

пед причиняли крейсеру лишь легкие повреждения, он перехватывал инициативу боя и открывал прицельный огонь по торчавшему из воды перископу американской субмарины, вынуждая ее лечь на грунт. После второй неудачной атаки "Тотог" вернулась на австралийскую базу, во Фримантл.

Весной 1943г. американцы п

очти одновременно потеряли три подводные лодки в проливе Сент-Джордж. Уцелевшие субмарины возвращались со значительными повреждениями. Рапорты их командиров живописали детали ожесточенной противолодочной борьбы, развернутой японцами в районе Рабаула. Испугавшись еще больших жертв, американское коман

дование запретило дневные походы в надводном положении близ экватора у Соломоновых островов и архипелага Бисмарка. В самый разгар противолодочной "бури" американский подводный флот активизировал действия на подходах к опасным районам. 3 апреля неподалеку от острова Бостон лодка "Тотог" капитан-лейте

нанта Барни Сиглафа перехватила эскадренный миноносец "Исонами" и тремя торпедами потопила его, а через несколько дней пустила ко дну грузовое судно "Пенанг Мару" водоизмещением 5214т.

Американские подводные лодки не только действовали на тихоокеанских сообщениях, но и ставили мины, перевозили набл

юдателей и эвакуировали беженцев, спасали летчиков, чьи самолеты были сбиты над океаном, и даже доставляли агентов разведслужб. 25 мая 1943г. лодка капитан-лейтенанта Сиглафа высадила двух агентов на японский остров Кабаэна.

Подобные разовые операции перемежались с долгими боевыми походами. Подводн

ые лодки, базировавшиеся во Фримантле, в том числе и "Тотог", поддерживали действия 7-го флота США. Летом и осенью 1943г. они стали непреодолимой преградой на пути японских конвоев, из-за чего гарнизоны баз на Бугенвиле и на архипелаге Бисмарка оказались в положении заброшенных на необитаемый остров

- их снабжение было полностью прекращено. В таких условиях даже одиночные удары по японским базам приносили ощутимый эффект. В конце октября 1943г. подводная лодка "Тотог" обстреляла о.Фейс к востоку от Филиппин.

Начало нового 1944-го года капитан-лейтенант Сиглаф ознаменовал потоплением у острова

Хонсю двух небольших японских транспортов общим тоннажем чуть более 6000т. Не отставали от "Тотог" и другие субмарины. В эти дни лодка "Сивулф", вышедшая на боевое дежурство к островам Рюкю, уничтожила целых четыре транспортных судна противника, а "Херинг" умудрилась отправить на дно японский транс

порт для перевозки самолетов аккурат 1 января, что сулило японцам несчастье в новом году.

Да и как могло быть иначе? Соединенные Штаты завершали подготовку операции "Флинтлок" - мощного удара по Маршалловым островам, который должен был стать прелюдией к захвату Филиппин. Чтобы помешать планам врага

, японцы решили создать морской барьер в центральной части Тихого океана. Барьер этот держался на трех китах, роль которых играли военные базы, расположенные на островах Трук, Сайпан и Палау. Японское командование усилило снабжение основных баз, и война американских подлодок на истощение противника

стала еще более ожесточенной.

К весне 1944 года американская тактика ведения подводной войны против конвоев полностью себя оправдала - каждый месяц на дно отправлялось все больше японских транспортов. В числе четырех особенно отличившихся американских субмарин оказалась и "Тотог", которая теперь пр

актически не покидала район Курильских островов. Только за май 1944г. капитан-лейтенант Сиглаф успел потопить четыре японских торговых судна общим водоизмещением более 16 тысяч тонн.

На исходе войны часть старых американских лодок была поставлена на ремонт, а их место заняли новые субмарины. В нача

ле 1945г. капитан 3 ранга Барни Сиглаф принял командование подводной лодкой "Тенч", однако уже в марте перешел в штаб флота на должность начальника оперативного отдела. Здесь Сиглафу предстояло заняться важным делом - подготовкой подводников к использованию гидролокатора. И все-таки самые яркие стра

ницы боевой биографии Барни Сиглафа были связаны со старушкой "Тотог". Последняя жертва субмарины, плавучая база торпедных катеров "Сюри Мару", отправилась на дно 20 января 1945 года. В команде Тихоокеанских подводных лодок "Тотог" оказалась самым результативным "игроком": к концу войны с Японией на



Поделиться: