Популярные личности

Асcен (Джерри) Джорданов

Болгарско-американский изобретатель, инженер и авиатор.
На фото Асcен (Джерри) Джорданов
Категория:
Дата рождения:
1896-09-02
Место рождения:
София, Болгария
Дата смерти:
1967-10-19
Место смерти:
Нью-Йорк, США
Гражданство:
США
Читать новости про человека
Биография

Болгарский авиастроитель

Начало XX века для совсем еще молодой Болгарии оказалось крайне тяжелым – две Балканские войны и Первая мировая нанесли стране серьезный урон. Болгария, однако, сумела восстановиться от полученных ран – и не последнюю роль в этом сыграл неформальный основоположник болгарского авиастроения Ассен Джорданов.


Болгарско-американский изобретатель, инженер и авиатор. По праву считается отцом-основателем болгарского авиастроения; также известен своим вкладом в развитие американского авиапрома.

Полетами Джорданов грезил с ранних лет. Еще ребенком он конструировал воздушных змеев; позже, в более сознательном возрасте, он начал ходить на лекции по физике в местный университет. Подростком Джорданов изобрел 'темную коробку' – простую замену 'темной комнаты' для фотографов. Благодаря отцу Ассен побывал в Италии (Italy), Швейцарии (Switzerland) и Франции (France); там он узнал много интересного о самых разных средствах передвижения – в частности, мотоциклах. Некоторое время Джорданов провел в одной из школ Женевы (Geneva) – где, кстати, изучил французский; позже он вернулся доучиваться в Болгарию.

В 1912-м 16-летний Джорданов построил свой первый действующий глайдер. Точная дата первого полета этого устройства неизвестна, однако уже 5 декабря юный летчик-авиастроитель совершил свой второй тестовый полет на глазах у официальной комиссии. Вскоре после этого Ассена пригласили в Париж (Paris); как раз в этом году там проходила очередной Авиасалон (Salon de l'Aviation). Для Джорданова поездка в Париж стала еще и шансом отыскать способ попасть в легендарную школу Blériot school в Этампе (Étampes); Ассен прекрасно понимал, что простому 16-летнему парню из Болгарии в такое заведение попасть будет нелегко, однако стараться не перестал. Помощь пришла с неожиданной стороны – Ассену повезло познакомиться с выдающимся болгарским летчиком Симеоном Петровым (Simeon Petrov), который, в свою очередь, представил его Луи Блерио (Louis Blériot) лично. Интересно, что формально в школу Блерио Джорданов зачислен так и не был и официальный диплом ему получить не удалось; впрочем, это ничуть не помешало Ассену получить в стенах школы немало ценных уроков и пообщаться с цел

ым рядом выдающихся летчиков и авиастроителей. После выпускной церемонии Джорданов – вместе с другими болгарскими учениками – получил пренеприятнейшее известие; студентам сообщили о том, что на Болгарию планируют напасть турки.

После начала Первой Балканской войны (First Balkan War) Ассен Джорданов отправился служить в армию добровольцем. Формально в боевых действиях он участия не принимал, однако родине послужить успел – преимущественно в качестве водителя и ремонтника. Пригодились Ассену и его познания в самолетостроении – особенно много времени юноша провел в ангарах. Главным достижением Джорданова стала разработка первого болгарского аэроплана.

Окончив школу в Софии, Джорданов вновь отправился на войну – на сей раз, на Первую мировую. Служил Ассен в ВВС и за доблесть свою получил несколько наград.

В мае 1921-го Ассен и его друг Александр Стоянов услышали о необычном американском конкурсе – первый, облетевший вокруг света за 100 дней, должен был получить 1 миллион долларов. Заручившись поддержкой премьер-министра страны, Ассен и Александр взялись за подготовку; увы, кроме них заявок не подал никто – и конкурс был отменен. Покидать Америку, однако, Ассен не стал – даже толком не зная английского, он все же решил осесть здесь. Некоторое время Джорданов перебивался подсобными работами; набравшись опыта и изучив язык, он прошел специальные университетские курсы и вернулся в авиастроение. Довольно быстро Ассен стал в высшей степени достойным инженером; в свое время его для консультации приглашал сам Эдисон (Thomas Edison). После 1940-го дела Джорданова резко пошли в гору; он создал целый ряд довольно успешных предприятий и разработал несколько уникальных моделей самолетов. Параллельно Джорданов писал довольно подробные и детальные инструкции и руководства для авиастроителей. Активно занимался авиастроением Ассен вплоть до ухода на покой в 1962-м.



Поделиться: