Всенародную популярность этому замечательному артисту принесли картины «Двойной капкан», «Заложница», «Палач» и «Гений». Всего же Альгис МАТУЛЁНИС снялся более чем в 80 кинолентах. Будучи востребованным в кино и театре, можно сказать, на пике популярности, он вдруг перестал выходить на сцену и сниматься в кино. Что заставило знаменитого литовского актера принять такое странное решение? Чем он занимается сегодня? Это удалось выяснить нашим журналистам во время их командировки в Литву.
Он назначил нам встречу ранним утром в Русском театре. В этом здании расположен и Союз кинематографистов Литвы, который Матулёнис возглавляет уже 15 лет.
Альгис сразу же распорядился, чтобы секретарша принесла нам по чашке кофе.
- Согрейтесь, сегодня на улице не самая лучшая погода. И прошу извинить, что плохо говорю по-русски, давно не практиковался.
Альгис, не скучно вам в этом шикарном кабинете в кресле чиновника?
- Нет. У человека должны быть разные периоды в жизни. Когда мы стали «заграницей», моя киношная карьера закончилась. И потом - мне 62 года, а это, извините, не 26, когда с репетиции в театре можно мчаться на съемки и выполнять там любые трюки. Поэтому называю себя бывшим актером и говорю это без ностальгии и сожаления. Я, конечно, не откажусь от хорошей работы, но в сериалах сниматься только ради денег не стану. Мне позора не надо. Я их даже не смотрю. Нет, пусть их снимают, но только без меня.
На этой должности дела у меня очень важные, помогаем пенсионерам, их у нас полтысячи. Возможности невелики, но нашим актерам и небольшая материальная помощь - не лишняя. Каждый месяц собираю бабушек и дедушек у нас в театре, они смотрят концерты или спектакли, а потом общаются за чаепитием. Я читал, что в вашем Союзе кинематографистов дела не очень красивые. Неужели народные артисты действительно могут работать гардеробщиками? Это жутко. Как можно позволить людям, любимым всей страной, умирать от нищеты?
Где вы находите средства, чтобы помогать пенсионерам?
- Государство немножко помогает. В Паланге у нас есть пансионат, часть путевок мы продаем своим за полцены, часть - курортникам за полную стоимость.
Вы снимались со многими русскими актерами, с кем-нибудь поддерживаете отношения?
- К сожалению, многие из тех, с кем мне доводилось работать, ушли из жизни. Не стало Михаила Ульянова, с ним мы снимались в фильме «Выбор», играли там одноклассников. Ульянова молодили, а меня старили. Это был очень сложный грим. На лицо наклеивали морщины, кожа очень болела. Вечером в гостинице меня спасали различными кремами и молочком. Это было мучительно, но очень интересно, потому что режиссером был Владимир Наумов. Съемки проходили в Венеции, и мы долго там жили. Каждый хотел домой привезти сувениры, Ульянов все выбирал лампардари - это люстра такая венецианская. Он весь город оббегал в поисках нужного экземпляра.
Потом судьба вновь свела меня с Ульяновым. Как-то мы приехали в Саратов, и буквально на следующий день объявили, что в город прилетает член ЦК КПСС Михаил Ульянов. Городское руководство срочно распорядилось к его приезду убрать с прилавков все спиртное, ведь был «сухой закон». Что делать? Ребята из съемочной группы мне говорят: «Альгис, иди к Ульянову, ты же его знаешь». Подхожу к Михаилу Александровичу и говорю: «Нам кислород перекрыли». - «Что стряслось?» - спрашивает. «У нас, - объясняю ему, - всего десять бутылок водки, а нас - 50 человек!»
Он прищурился и говорит: «Ладно, тогда я отсюда уеду не послезавтра, а завтра». Мы решили, что он просто пошутил, а Ульянов слово свое сдержал, уехал, и тут же в магазинах снова появилась водка.
Безумно жаль, что нет уже Саши Абдулова. Настоящим мужиком он был, веселым, компанейским. Мы познакомились на съемках фильма «Гений». Он сразу спросил: «Куда кутить поедем, в ресторан или ко мне?» Я ответил, что лучше к нему, потому что в ресторане бабы не дадут нормально пообщаться, и мы вместе с Юрой Кузнецовым отправились домой к Абдулову. У меня работы на картине «Гений» было мало, но съемки эти запомнились навсегда. Ржали мы там всю дорогу, до колик в животе. Абдулов постоянно подтрунивал над Смоктуновским. У Инн
окентия была сцена, где он умирает и падает навзничь, а он, бедняга, никак не мог упасть, потому что Саша его смешил. Ему падать, а Абдулов очередную гримасу строит, и оба покатываются от смеха. Между прочим, по сценарию они враждовали. Ну, наконец-то отсмеялись, готовимся к следующей сцене. Смоктуновскому надо идти в кадр, а его нет. «Кеша, где же ты?» - начинаем все его звать. А он нашел укромное местечко и спит.
После съемок фильма «Палач», где вы сыграли мафиози Вольдемара, не стало вашей партнерши по картине Ирины Метлицкой...
- Да, и ее героиня тоже ведь погибает в этой картине. Я верю в мистические совпадения. С Ирой мы были мало знакомы, нашу короткую с ней сцену снимали всю ночь. Ира была очень терпеливым и профессиональным человеком. Она никогда не перекладывала свои обязанности на партнера в отличие от другой актрисы, с которой я в это же время снимался в фильме «Заложница».
Вы имеете в виду Александру Захарову?
- О ней я говорить вообще не хочу. Я уставал от Саши Захаровой.
У вас был роман?
- Если бы у меня с ней был роман, это было бы полдела, но у нее был роман с режиссером «Заложницы» Сергеем Ашкенази. «Сегодня у Саши половина лица выходная», - говорили мне, а это значит, что всю сложность сцены я должен был брать на себя. Мы все, а не только я, зависели от настроения Александры. Она очень капризная, слишком много себе позволяла, постоянно приходилось перед ней прыгать. Мы и прыгали. Куда денешься? Не будешь прыгать, начнутся проблемы. «У нее, - говорили на площадке, - папа знаменитость, а тут еще и любовь с режиссером». По большому счету мы все зависели от того, как пройдет у нее ночь с Ашкенази.
Вашими сокурсниками были знаменитые актеры Ромас Раманаускас и Юозас Киселюс. Вы дружили?
- Нет, дружбы между нами не было. Я был старше ребят на два года. Сначала я учился в «нормальном» вузе на экономиста, но потом увлекся театром, серьезно там работал и пришел к ним уже с актерским багажом. Чувствовал какую-то зависть и недоговоренность по отношению к себе. Что касается Юозаса и Ромаса, то они - люди из разных социальных слоев. Ромас - из обеспеченной семьи, а Юозас был небогатым парнем. Их разное происхождение всегда было заметно. По иронии судьбы в «Долгой дороге в дюнах» Раманаускас сыграл фабриканта, а Киселюс - революционера.
Альгис, при такой нагрузке вам хватает времени на отдых?
- У меня есть мини-гостиница в Паланге, прямо на берегу моря. Моя семья и наши гости там заряжаются свежим воздухом. Очень люблю рыбалку. Умею готовить уху, ем ее под пиво или вино. Водку уже давно не пил, я быстро напиваюсь, у меня, видимо, отсутствует «русский ген» устойчивости к спиртному.
- Чем занимаются ваши дети?
- Они пошли не в меня и не в мою жену Нину. Не стали актерами, но каждый выбрал путь, который ему интересен. Сын Повилас будет заниматься издательской деятельностью, он оканчивает университет, а дочь Эгле - астролог. Она знает про меня все. Внуков у меня пока нет.
Какие предсказания сделала вам дочь?
- Я прислушиваюсь к дочери, когда она говорит, что надо быть осторожным за рулем. Это очень важно. В остальном же не хочу зависеть от предсказаний. Мы приходим в мир с криком в одиночестве и уходим одни. Но в течение жизни начинаем от чего-то зависеть, причем эти зависимости находим себе сами: от астрологии, от водки, от наркотиков. Я люблю быть независимым.
* Альгис Матуленис родился 9 апреля 1947 года.
* В 1972 году окончил актерский факультет Литовской консерватории.
* Снимался в фильмах «Двойной капкан», «Матч состоится в любую погоду», «Бармен из «Золотого якоря», «Выбор», «Заложница», «Гений», «Попугай, говорящий на идиш», «Охота на единорога» и др.