философ-эклектик, в учении к-рого существенны также элементы волюнтаризма и особенно позитивизма
Преподаватель Парижской нормальной школы (1872–79). Ф. исходит из убеждения в необходимости объединить и примирить противоположные точки зрения в "высшем синтезе" путем отыскания общего в различных филос. системах и нахождения связующих звеньев между разнородными идеями. В качестве такого филос. целого Ф. выдвигает т.н. имманентный монизм, включающий различные филос. принципы от платонизма до позитивизма. Ф. развивает панпсихич. точку зрения на мир, однако он оказывается сторонником не монадологии, а гилозоизма. Одухотворив материю, Ф. приписывает ей волю и, след., цель, представляя все мировое движение телеологически. Отталкиваясь от декартовского cogito ergo sum ("Мыслю, следовательно, существую"), Ф. противопоставляет мышлению волю ("Хочу, следовательно, существую"). Весь внешний механизм Вселенной, ее эволюции, согласно Ф., как бы определяется сознат. волей, однако признание за мировой эволюцией не только закономерного, но и детерминистич. характера приводит к тому, что, вопреки заявлениям о примате психического, Ф. низводит его до уровня механического. "Идеи-силы" (Idées-forces), к-рые, согласно Ф., являются движущей силой эволюции, оказываются механич. детерминантами. Занимая позиции психич. детерминизма, Ф. трактует свободу воли как полезную иллюзию.
Гетерономная э т и к а Ф. также эклектична; он предпринимает попытку (в позитивистском духе) обосновать нравственность логич. путем, вывести ее из науч. оснований. Объявляя назначением нравственности достижение благополучия (см. Эвдемонизм) и отрицая суверенитет нравств. долга, Ф. вопреки этому проводит идею обязательности нравств. закона. С о ц и о л о г и ч. взгляды Ф. развивались в русле органич. теории общества (см. Органическая школа в с о ц и о л о г и и). Однако, в отличие от Спенсера, Ф. особое значение в общественном прогрессе придавал высшим формам умственной деятельности. Ф. принадлежат исследования по психологии народов ("Психология франц. народа", Р., 1898; рус. пер., СПБ, 1899).
Соч.: La morale des idées-forces, P., 1908; L'évolutionnisme des idées-forces, 6 éd., P., 1920; La psychologie des idées-forces, t. 1–2, P., 1921; в рус. пер. – История философии, M., 1893; Декарт, M., 1894; Совр. наука об обществе, М., 1895; Темперамент и характер, М., 1896; Критика новейших систем морали, СПБ, 1898; Свобода и необходимость, М., 1900.
Лит.: Козлов Α. Α., Франц. позитивизм. Полупозитивисты: А. Фулье, "Вопр. филос. и психол.", 1894, кн. 21 (1); Введенский А. И., Очерк совр. франц. философии, X., 1894; Guyau Α., La philosophie et la sociologie d' A. Fouillée, P., 1913; Ganne de Beaucoudrey E., La psychologie et la métaphysique des idées – forces chez A. Fouillée, P., 1936; Dwelschauvers G., A. Fouillée et son temps, "Revue de philosophie", 1937, v. 37; Ρetroviсi J., Le centenaire d'A. Fouillée, "Revue de métaphysique et de morale", 1939, v. 46.