Популярные личности

Александр Майоров

Летчик истребитель
На фото Александр Майоров
Категория:
Дата рождения:
1921-04-01
Место рождения:
с. Кесова Гора, Тверская область, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Гвардии младший лейтенант А. И. Майоров совершил 220 боевых вылетов, провёл 44 воздушных боя, сбил лично 7 и в составе группы 8 самолётов противника. 2 Сентября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.


Родился 1 Апреля 1921 года в селе Кесова Гора, ныне посёлок Тверской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ в городе Химки. Учился в Московском аэроклубе. Работал слесарем - инструментальщиком на заводе. В Красной Армии с 1940 года. По путёвке комсомола поступил в Борисоглебскую военную школу лётчиков, которую успешно окончил в Мае 1941 года.

На фронтах Великой Отечественной войны с Марта 1942 года. Прошёл путь от рядового пилота, Младшего лейтенанта, до заместителя командира 2-го Гвардейского истребительного авиаполка 215-й истребительной авиадивизии, Майора.

К Марту 1943 года заместитель командира эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 215-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 14-я Воздушная армия, Волховский фронт ) Гвардии младший лейтенант А. И. Майоров совершил 220 боевых вылетов, провёл 44 воздушных боя, сбил лично 7 и в составе группы 8 самолётов противника. 2 Сентября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны остался на службе в ВВС. В 1949 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал полком, был начальником штаба соединения. С 1973 года Гвардии полковник А. И. Майоров - в запасе. Жил и работал в Одессе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

* * *

Бывают на фронте дни, когда от лётчиков требуется максимум усилий, срочная поддержка нашим наземным войскам.

В Июне 1942 года 2-я ударная армия Волховского фронта попала в окружение. Шли напряжённые бои по выводу частей армии из вражеского кольца. Противник пытался бомбово - штурмовыми ударами своей авиации уничтожить окруженцев. Немецкие пикировщики висели в воздухе. Тогда - то и отличился Младший лейтенант Александр Майоров. 14 Июня он повёл 4 истребителя в район скопления вражеской авиации. 38 немецких самолётов повисли над нашими войсками, пытавшимися прорваться через узкую горловину из окружения. Майоров ринулся в атаку. За ним последовали ведомые. Завязалась смертельная схватка. Четвёрка истребителей Александра Майорова, проявив дерзость и бесстрашие, сбила 3 "Юнкерса" и 2 "Мессершмитта". Остальные самолёты противника повернули назад. Наши пехотинцы на земле, благодаря героизму лётчиков, смогли передвигаться, маневрировать.

Такими же огневыми были и дни прорыва вражеской блокады Ленинграда. Лётчики 2-го ГвИАП мало спали, постоянно находились в готовности № 1, то есть в любую минуту были готовы взлететь в небо. За короткий период Александр Майоров сделал 40 боевых вылетов, провёл 8 воздушных боёв, в которых сбил 2 самолёта лично и 1 в группе с товарищами. Кроме этого, он 10 раз вылетал на разведку войск противника.

Однажды он получил ответственное задание: узнать, что происходит в районе Синявино. Александра Ивановича не было больше часа. На аэродроме о нём уже начали беспокоиться. Но вот послышался его знакомый голос по рации, а потом появился и его "Лавочкин". Майоров доставил ценные сведения о перегруппировке немецких войск у Синявино, которые тотчас же были переданы общевойсковым командирам.

Воздушная разведка - дело рискованное: пилот летит над вражеской территорией и в любой момент может попасть под обстрел зениток или повстречать самолёты противника. Тут нужны осмотрительность, наблюдательность, умение мгновенно оценить обстановку и принять правильное решение.

2 Января 1943 года при очере

дном разведывательном полёте Майоров заметил вражеский многоцелевой самолёт Ме-110, шедший под прикрытием пары истребителей Ме-109F. Не теряя ни минуты на размышления, стремясь навязать противнику свою волю, Александр на максимальной скорости пошёл на сближение и с дистанции 50 - 30 метров пушечным огнём сбил ведомого пары истребителей. Оставшиеся вражеские машины поспешили удалиться. Продолжая полёт, Лейтенант А. И. Майоров увидел, как 2 наших самолёта Як-7 ведут бой с немецким "Фокке - Вульфом". Он поспешил на помощь: незаметно для врага зашёл ему в хвост и с дистанции 200 - 150 метров расстрелял противника. Вражеский самолёт рухнул на землю. Так за один вылет он одержал сразу 2 воздушные победы !

Бывший командир 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка, Герой Советского Союза Емельян Филаретович Кондрат вспоминая о военных буднях пишет:

"Мы летим парами: командиры эскадрилий со своими заместителями, у меня ведомым Майоров. Люблю летать с ним - отважный, зоркий, цепкий. В Майорове сливается противоречивое: юношеский облик с устойчивостью, уверенностью, сдержанностью зрелого человека. И странно впервые услышать его низкий грудной голос, идущий сквозь стеснительную улыбку мальчика. Но у него за плечами столько боёв, а это на фронте - и лицо, и возраст, и звание.

Здорово вырос этот лётчик, которого полгода назад я называл пацаном и отчитывал за то, что пренебрегает маневром. И вот уже он не то что на высоте - кувыркается в нескольких метрах над полем.

С Майоровым я познакомился раньше всех. О том, что мне предстоит принять 2-й Гвардейский полк, я знал, ещё когда занимался обеспечением группы транспортных самолётов Валентины Гризодубовой. Начальство наконец откликнулось на мои просьбы дать мне хоть и менее престижную, но более самостоятельную работу.

Однажды в то время я оказался в соседнем полку и стал свидетелем воздушного боя. Он складывался скверно с самого начала. "Мессеры" застигли наших на взлёте. Двоих подожгли, а три смогли всё же подняться. Особенно выделялся истребитель с бортовым номером "15". Если его товарищи вели бой осмотрительно, то он ворвался в стаю "Мессеров" и, забыв обо всём на свете, погнался за одним из них.

По всему было видно, что в машине лётчик молодой и чрезвычайно смелый, конечно. "Мессер" улепётывал, видать, чувствовал дьявольский напор этого непонятного русского, который один влез в самую гущу. "Пятнадцатый", отстав, тут же переключился на второго, хлестанул по нему очередью, перенёс огонь на третьего... Словом, паники он наделал, хотя сам оставался цел только чудом. "Безумству храбрых поём мы песню" - пришли на память слова, и ещё подумалось, что это будет траурная песня. С напряжённой тревогой и нарастающей болью следил за ним.

И всё же он приземлился. Машина была буквально изрешечена. И когда приземлился, тут уж меня прорвало. Еле дождался, пока командир полка созвал лётчиков для разбора. "Пятнадцатый" оказался совсем молоденьким, потому, видимо, все мои самые грозные приготовленные слова вылетели, а вырвались "неприготовленные":

- Юнец ! Мальчишка !..

Сержант растерялся от такого "разбора" старшего инспектора ВВС фронта.

Всё то напряжение, что я накопил, наблюдая бой, постепенно затухает, и в душе начинает преобладать чувство справедливости. Само собой вырывается:

- А всё же - молодец !

Что поделаешь - просто влюбился в него, с первой же встречи".

В боях на Курской Дуге Александр Майоров одержал ещё несколько побед. В те дни внимание лётчиков полка привлёк один FW-190. На его борту был нарисован червовый туз. Этот

самолёт входил в восьмёрку, известную своими коварными приемами. Немецкие лётчики, летавшие на них, уклонялись от открытого боя, нападали исподтишка, подкарауливали бомбардировщики и штурмовики при разворотах, при заходе на цель или выходе из атаки.

В одном из вылетов группа лётчиков 2-го ГвИАП, возглавляемая командиром полка Полковником Е. Ф. Кондратом, встретилась с 4 FW-190 действовавшими совместно с "Мессерами". Наши лётчики сбили 2 Ме-109, но оставшиеся "Фоккеры" продолжали ожесточённо драться. Особенно старался FW-190 с червовым тузом на фюзеляже. Он метеором носился из стороны в сторону, производил неожиданные маневры и, уклоняясь от ударов, сам коршуном бросался на наши самолёты. Видно было, что в кабине - опытнейший пилот.

Выбрав момент Полковник Кондрат пошёл на противника в лобовую атаку. Самолёты стремительно сближались. Поймав "Фоккера" в прицел Кондрат открыл огонь. Огненные трассы прошили FW-190. Вражеский самолёт взмыл вверх, пытаясь уйти, но попал под огонь Александра Майорова, всадившего в него ещё одну очередь. Объятая пламенем машина стала падать, но пилот сумел выброситься с парашютом. Вечером его привели на КП полка. Им оказался Майор из группы "Рихтгофен", воевавший в Испании, Франции и над Ла - Маншем...

25 Сентября 1943 года во 2-й ГвИАП поступили 13 новеньких истребителей Ла-5ФН, построенные на средства трудящихся Монголии. Самолёты были переданы в 3-ю эскадрилью Капитана Н. П. Пушкина, которая получила название "Монгольский Арат". Александр Майоров официально в составе этой эскадрильи не состоял ( он служил во 2-й эскадрилье полка ), но достаточно часто вылетал на боевые задания вместе с лётчиками "Арата". На снимке он позирует в кабине одного из именных Ла-5 эскадрильи "Монгольский Арат".

2 Сентября 1943 года Александру Майорову было присвоено звание Героя Советского Союза, а в 1944 году он был назначен командиром эскадрильи. Ему быстро удалось сколотить дружный боевой коллектив, которому была по плечу любая задача и который стремился лишь к одному - нанести противнику как можно больший урон. Боевыми действиями эскадрильи Майоров руководил решительно, инициативно, постоянно стремился навязать врагу свою волю. Он по праву считался одним из лучших комэсков полка, всегда и во всём показывал пример своим подчинённым. Даже внешний его вид отличался безукоризненностью. Какова бы не была обстановка, он всё равно был опрятно одет, тщательно выбрит, с белоснежным подворотничком гимнастёрки и в начищенных до блеска сапогах.

26 Апреля 1945 года группа истребителей 2-го Гвардейского авиационного полка, возглавляемая Александром Майоровым, при патрулировании над Берлином попала в зону сильного зенитного огня. Самолёт Майорова был подбит. До аэродрома лётчик дотянуть не мог - остановился мотор. Пришлось садиться на неровном участке местности. Александр чудом остался жив, однако повредил позвоночник. Тем не менее и после этого он по - прежнему продолжал летать на боевые задания, превозмогая адскую боль и тщательно скрывая своё состояние от врачей.

Войну Гвардии Майор А. И. Майоров закончил в Германии. Он совершил около 460 успешных боевых вылетов, участвуя в 68 воздушных боях сбил лично 17 самолётов противника и 10 - в составе группы. Участвовал в параде Победы на Красной площади.

На груди Героя Советского Союза А. И. Майорова много наград, в том числе и Монгольской Народной Республики, Чехословакии, Британии. Война оставила ему на всю жизнь и тяжёлое испытание - ранение. Два года он лежал без движения в гипсе, а потом, победив недуг, ещё 20 лет служил родной авиации



Поделиться: