Популярные личности

Адам Алкснис

латышский художник.
Категория:
Гражданство:
Латвия
Биография

Биография

Адам Алкснис (1864-1897) умер совсем молодым, и его талант, по всей видимости, не успел раскрыться с полной силой. Тем не менее сделанного им оказалось достаточным, чтобы считать Алксниса одним из родоначальников национальной латышской школы живописи и предтечей демократического реалистического искусства Латвии начала XX века.


Художественное наследие Алксниса насчитывает около 800 картин, эскизов, этюдов, набросков и книжных иллюстраций. Количество это огромно само по себе и вызывает уважение. Если к тому же учесть, что значительная доля времени была занята у Алксниса общественной деятельностью, то вклад его в латышскую

культуру конца XIX века представляется еще более значительным. А между тем из 800 его произведений огромное большинство носит характер или учебных академических штудий, или подсобных, для домашнего употребления предназначенных, маленьких, часто просто крошечных, набросков. Законченных произведений м

аслом Алкснис создал очень мало, но его роль в контексте художественной культуры своего времени была довольно значительная.

Алкснис рано умер и, может быть, отчасти поэтому и остался в памяти младших современников и следующих поколений на весьма почетном и высоком месте предтечи, приуготовлявшего

приход целой группы живописцев и графиков, с которых и началась история профессионального латышского изобразительного искусства. Пусть успехи этих молодых и более ярких художников были более значительны, они все же не должны заслонять скромной фигуры Алксниса. Он отошел от академической системы и р

асчищал пути новой, впервые себя начавшей осознавать национальной школе живописи. Нельзя утверждать, что до Алксниса из Латвии не выходили профессиональные художники - например, старшие по возрасту живописцы К. Гун и Ю. Феддер пользовались в русских художественных кругах и известностью и уважением.

Но, покинув Латвию, эти художники осели в столице и в своем творчестве с родиной были практически не связаны, хотя Гун написал как-то несколько сентиментально-обличительных акварелей типа "Латышский батрак за обедом", а Феддер наезжал летом в Сигулду и на взморье. Алкснис едва ли не первый обратился

к национальной тематике и вернулся по завершении обучения в петербургской Академии художеств в родные места. Впрочем, учиться рисованию он начал еще в Риге, где окончил училище Общества немецких ремесленников.

В Петербурге Алкснис входил в землячество латышских студентов, обучавшихся в Академии

и училище Штиглица. Это землячество объединяло прогрессивно настроенных студентов и носило название "Рукис" ("Труженик"). Поколение Алксниса часто прямо называют поколением "Рукиса". Особенно примечательно в ту пору появление так называемой младолатышской просветительской идеологии. В любой стране н

аступает момент, когда наиболее чуткая к общественным потребностям группа образованной молодежи из художественных и деловых кругов выступает с преобразовательными идеями.

Алкснис был не просто членом "Рукиса". Он был одним из его основателей и главным идеологом. Человек широко-образованный, не чу

ждый всех животрепещущих общественных интересов, он был озабочен грандиозной программой духовного воспитания народа и расширения культурной базы общества. Его друг художник Я.Розентал писал: "Многое из того, что нашим художникам представлялось их собственным открытием, должно быть отнесено к влиянию

и инициативе Алксниса". Идеолог, глашатай передовых идей и пользующийся влиянием в своем кругу руководитель, Алкснис вызывает ассоциации с И.Н.Крамским. Их судьбы, историческая роль и уровень дарования удивительно схожи. Оба художника оставили очень мало законченных тематических композиций, оба отд

авали силы, время и энергию души общественному служению.

Еще при жизни Алксниса появились новые латышские художники. В 1896 в Риге в рамках Латвийской этнографической выставки была устроена выставка латышской живописи, в которой приняли участие Я. Розентал, Н. Вальтер, В. Пурвит. Розентал моложе

Алксниса на два года и самый интересный художник поколения "Рукиса", делал в искусстве как бы то, чего не успел сам Алкснис.

Однако истоки национальной традиции шли от Алксниса. В его наследии большое место занимает историческая тема: эскизы и наброски чаще всего посвящены эпизодам героической бо

рьбы латышских крестьян против немецких крестоносцев-завоевателей. В маленьких рисунках карандашом Алксниса видно свободное владение сложными законами батальной композиции - в изображении конных и пеших фигур в динамических ракурсах, в передаче драматических страстей кровавых схваток. И здесь, глядя

на десятки набросков древних воинов к неосуществленным историческим картинам, невольно вспоминаешь Крамского - с его многочисленными рисунками римских воинов к ненаписанной монументальной картине.

В Петербурге Алкснис учился в мастерской батальной живописи у известного педагога-баталиста професс

ора Б.П.Виллевальде. Академические успехи молодого латыша были за годы учебы отмечены двумя малыми и двумя большими серебряными медалями. По совокупности этих наград в 1892 году, когда Алкснис решил выйти из Академии без участия в последнем испытании-конкурсе (как и Крамской), совет профессоров прис

удил ему звание художника третьей степени.

Помимо баталий Алксниса занимал крестьянский жанр, родоначальником которого в латышской живописи он и явился. Художник прекрасно знал свои типажи - крепких и сдержанных тружеников моря и земли. Он сам родился на хуторе в зажиточной крестьянской семье. Ар

оматы полей и тяжелую поступь деревенских жителей Алкснис пытался воплотить в графических эскизах и небольших этюдах маслом, живописующих извечный ритм крестьянской жизни, - в сериях "Пахарь", "Сеятель", "Уборка картофеля". В каждой серии художник, варьируя позы, масштаб и композицию (например, "Пах

арь", "На пашне", "Отдых пахаря", "Пахарь и девочка" и др.), создавал собирательный образ крестьянина. Таким образом Алкснис работал в направлении создания картины-типа, наполняя свои скромные миниатюры эпической значительностью.

Несколько вариантов имеет композиция "В лес". На этюде. принадлежащ

ем Тукумскому музею, изображен крестьянин с топором на плече, с трубкой в зубах и в "европейской" шапке с козырьком. За спиной его маленькая, занесенная снегом изба, вокруг пустынное снежное поле. Крайне лаконичная композиция с минимумом деталей и почти монохромная буровато-серая гамма передают наст

роение вневременного, почти символического характера происходящего. Те же самые топоры в руках древних латышских воинов Алксниса, обороняющихся от немцев; пожалуй, крестьянин с топором был любимым героем художника и представлялся ему хозяином жизни. Но сам Алкснис до этой жизни не дожил. Розен-тал п



Поделиться: