Гумбольдт Вильгельм - немецкий филолог, философ и языковед, государственный деятель. Брат Александра Гумбольдта.
Гумбольдт Вильгельм родился 22 июня 1767 Потсдаме.
Изучал в 1787—89 право в университетах во Франкфурте-на-Одере и Гёттингене. В 1801—10 прус. резидент при папском дворе; директор департамента исповеданий и просвещения. Его деятельность ознаменовалась введением методов Песталоцци в начальной школе, изъятием её из ведения церкви, перестройкой Прусская АН, основанием Берлинского университета (ныне университет им. Г. в ГДР). В 1810—19 на дипломатической службе. Будучи в 1819 одним из двух министров внутреннх дел, предпринял неудачную попытку разработать конституцию Пруссии.
Гумбольдт — один из виднейших представителей немецкого классического гуманизма времени И. В. Гёте и Ф. Шиллера. Подобно И. Г. Гердеру, он видит цель истории в осуществлении идеала «гуманности», заключающегося в духовном формировании и раскрытии человеческой индивидуальности во всей полноте её способностей, которые должны слиться в некое гармоническое целое, подобное художественному произведению. Свободное внутреннее саморазвитие индивида и нации, которую Гумбольдт также понимает как духовную творческую индивидуальность, определяет и границы деятельности государства; задачи его Гумбольдт сводит лишь к защите внешних границ и обеспечению внутреннего правопорядка («О границах деятельности государства», 1792; рус. пер. в приложении к книге: Гайм Р., В. фон Гумбольдт ..., М., 1898).
Осуществление идеала «гуманности»
Гумбольдт, подобно И. Винкельману, Гёте и Шиллеру, видел в античности, а в новое время — особенно в личности Гёте, произведения которого, по Гумбольдту, реализуют высший художественный идеал — пробуждение целостного душевного мира в единстве его способностей («О “Германе и Доротее” Гёте», 1799): ведущая способность, создающая такое единство, — творческое воображение. Это единство составляет непременное условие всякого духовного постижения, в том числе и понимания истории, поскольку последнее требует проникновения в духовную суть описываемых лиц и событий («О задачах историка», 1821).
Гумбольдт по существу явился основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины. В работе «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода», предпосланной в качестве введения к посмертно вышедшей его книге «О языке кави на острове Ява» (1836—39), Гумбольдт понимает язык не как нечто застывшее, но как непрерывный процесс духовного творчества, как «формирующий орган мысли», выражающий индивидуальное миросозерцание народа и тем самым определяющий все духовные отношения человека к миру. Эти идеи оказали огромное влияние на последующее развитие языкознания (психологическая школа 19 в. — Х. Штейнталь и А. Потебня, немецкое неогумбольдтианство и американская этнолингвистика 20 в. и др.).
Вильгельм Гумбольдт умер 8 апреля 1835 в Тегеле, близ Берлина.